Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Непосредственно-образовательная деятельность с элементами интеграции образовательных областей «Чудо северное — козуля»
Post Icon

Непосредственно-образовательная деятельность с элементами интеграции образовательных областей «Чудо северное — козуля»

Автор: Чудакова Ирина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Ивушка»

Цель:

- Знакомство детей с русским народными традициями, с пряничным искусством Севера.

Задачи:

1. Способствовать приобщению детей к русской традиционной культуре изготовления козуль;

2.​ Развивать художественное творчество у детей;

3.​ Развивать творческие способности, совершенствовать навыки коллективного труда;

4. Воспитывать самостоятельность, учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, используя выразительные средства;


5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору, традициям, праздником через продуктивную деятельность;

6. Развивать связную речь у детей.

-.
Предварительная работа:

Беседы, рассказы об истории возникновения козуль, о секретах их приготовления; рассмотрение альбомов по теме, готовых изделий; разучивание песен – колядок, игры «Козуля»; украшение лепных пластилиновых фигурок, роспись козуль из бумаги красками; посещение купеческой усадьбы Е.К.Плотниковой – выставки козуль «Пряничный бал», творческой мастерской по росписи козуль.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную музыку «Колядка- коляда», встают «стайкой». Исполнение хоровода.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня вспомнить зиму, зимние народные праздники. Суровая у нас на Севере зима, но она приносит нам много удивительного, радостного.

- Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Святки)

- Что за праздник Рождество?

Святки – от слова «святой» начинаются 7 января. В этот день празднуют Рождество.

- Как люди отмечают этот праздник?

Люди в Рождество колядуют, обходят дома с пением рождественских колядок.

- Что такое колядки?

Колядки – песни, в которых славят хозяев дома, желают им добра, богатства хорошего урожая.

Песни – колядки исполняют и дети, и молодые люди, и ряженые взрослые под окнами домов. Давайте и мы с вами вспомним некоторые:

1 реб. Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества.

2 реб. А мы к вам в дом не с худом, а с добром.

Хозяин с Хозяюшкой дозвольте вас величать…

Христово Рождество под окно подошло:

Хозяин, Хозяйка, встречайте Рождество!

3 реб. Сеем, веем, повеваем

И хозяев восхваляем

Много лет, здоровья вам:

И большим и малышам!

4 реб. Пришла коляда накануне Рождества:

Подайте коровку, масляну головку!

Не обкусывайте, не обламывайте, не общипывайте!

- Ребята, вот пришли в дом колядовщики, чем же их одаривали?

Хозяева дарили конфеты, пряники – да не простые, а расписные, в виде коровок, лошадок, барашков.

- А как же назывались эти пряники? Почему – козули?

От слова коза. Коза являлась символом достатка в доме, а изготовление козуль символизировало благополучие семьи.

Изготовление козуль – семейное занятие. Мужчины делали из узких полосок железа формы – контурные изображения животных, птиц. Женщины готовили тесто. Украшали - «расписывали» пряники всей семьей - и взрослые и дети - сахарной глазурью.

Основной цвет глазури – белый, цвет зимы, снега. Дополнительный –розовый, цвет солнца.

Рисунок несложный: прямая линия – земля, точки – лодки, волнистая линия – вода.

Пряники удобно было взять в руки, поставить. Их ставили на видном месте – в красный угол, на полку с посудой.

Дарили козули с пожеланиями удачи и здоровья в Новом году: «Козулечку подарить – прибыток в дом получить!»

Существовал обычай сохранять подарочные козули на счастье до конца года.

- Давайте- ка и мы с вами постараемся, испечем козули.

- Что нам понадобится для приготовления?

Дети вспоминают состав теста, рассказывают, что в него входит.

(тесто готовится заранее).

Звучит музыка. Дети надевают фартуки, раскатывают кусочки теста скалками, вырезают формочки для выпечки.

Затем выкладывают на противень, противни уносятся на кухню.

- Ну вот, и работа сладилась, теперь можно поиграть да позабавиться. Делу время – потехе час.

Дети снимают фартуки.

Играем в игру «Козуля».

Дети встают в круг, выбирается ребенок – «Козуля».

Хозяюшка выводит «козу» в середину круга

А вот и наша козуля,

Рождественская бодуля!

Коза (ребенок) - Бе-е-е,

Я красавица рисованная, сажей,

углем размалёванная

Пришла хозяев чествовать

Деточек пестовать

Дети: Козонька – коза, где до Рождества была?

Коза: Свиней пасла

Дети: Козонька – коза, а где же свинья?

Коза: Ребята угнали

Дети: Козонька – коза, а где же ребята?

Коза: В деревне

Дети: Кто в деревне?

Коза: Коляда намедни

Хозяюшка ведет козу по кругу, дети хлопают:

Где коза, там жито родит,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом,

Где коза хвостом, там жито кустом

Коза: Как дам рогом, будешь за порогом! (догоняет детей, хочет забодать)

- Ребята, пока мы с вами играли, наши пряники – козули поспели. (Вносят)

-Давайте теперь их украсим – распишем.

Дети надевают снова фартуки, берут «корнетики» с белой и розовой глазурью, расписывают.

Подведение итогов:

- Дети, полюбуйтесь, какие красивые козули у нас получились, посмотрите, какие разные на них узоры. Вы – настоящие мастера! Давайте угостим козулями наших гостей, пусть и они отведают это северное чудо!

Дети угощают, в конце прибирают свои рабочие места.

Поделиться:

Оставить комментарий