Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Post Icon

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Автор: Кудряшова Т. А., старший воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко»

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление довери¬тельного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Проблема адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социаль¬ная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Вполне есте¬ственно, что отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнако¬мыми, себе подобными, маленькими детьми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Начало посещения ребенком детского сада создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Она заключается в том, что впервые малыш выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром сверстников и других взрослых людей. В кругу семьи малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер пита¬ния, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привыч¬ного режима дня.
Эльконин Д. Б. подчеркивает, что значение детского общества для разви¬тия ребенка велико. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаи¬вать свою точку зрения, доброжелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вме¬сте с ровесниками. И именно сверстники дают возможность ребенку учиться критически оценивать поведение, действия другого человека.
Мы знаем, что поступление в детский сад вызывает у ребенка стресс. Большое число незнакомых людей - основная причина стресса. Малышам при¬сущи повышенная эмоциональная внушаемость, впечатлительность. Дети ран¬него возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каж¬дого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ре¬бенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит срав¬нительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Анализируя анкеты, которые заполняли родители, я отметила ряд типич¬ных ошибок во время адаптации ребенка к ДОУ:
- неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;
- родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь до¬ма он охотно соглашался идти в детский сад;
- родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального со¬стояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;
- многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;
- родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;
- родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уров¬не чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстника¬ми, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ре¬бенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потреб¬ность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Наблюдения за адаптацией детей раннего возраста показали, что малыш не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечат¬лительный и эмоционально чувствительный.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как по¬мочь родителям справиться со своим эмоциональным состоянием при разлуке с любимым чадом?
Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время создают¬ся различные формы взаимодействия, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям, вновь посту¬пающим в ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка.
Для решения этих вопросов наш детский сад выбрал инновационную мо¬дель для подготовки родителей и детей к адаптационному периоду. Предлагае¬мая модель адаптационного клуба «В детский сад без слез» - совместное взаимо¬действие педагог-родитель-ребенок обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений взрослый-ребенок, устанавливает доверительные от¬ношения между детьми, родителями и педагогами, формирует потребность де¬литься друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Такая организация взаимодействия педагогов и родителей в нашем саду послужила объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поиск новых организаци¬онных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культу¬ры родителей.
Деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез» отвечает осо¬бенностям психо-физиологического развития ребенка второго-третьего года жизни и желанию родителей адаптировать малыша к новым условиям.
Целью работы адаптационного клуба является пропаганда психолого¬педагогических знаний среди родителей, оказание помощи в понимании воз¬растных особенностей своего ребенка, его природной индивидуальности, реше¬ние проблем адаптационного периода детей раннего возраста.
Деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез» направлена
на:

- Профилактику дошкольной дезадаптации;
- Создание комфортных условий пребывания детей в детском саду;
- Обеспечение личностного развития ребенка раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с организацией воспитательно¬-образовательного процесса в ДОУ.
2. Вызвать у родителей интерес к личностному развитию ребенка ранне¬го возраста.
3. Подготовить ребенка к посещению детского сада.
4. Установить психологический контакт ребенка с сотрудниками ДОУ.
Предполагаемые результаты по реализации задач адаптационного клуба
«В детский сад без слез»:
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей ран¬него возраста.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошколь¬ного возраста на этапе раннего возраста.
- Сохранение психического и физического здоровья детей раннего воз¬раста в адаптационный период.
Как уже отмечалось, адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Приспособление организма к новым условиям соци¬ального существования, новому режиму сопровождается изменением поведен¬ческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптационный клуб «В детский сад без слез», образованный на базе нашего детского сада для подго¬товки неорганизованных малышей к поступлению в детский сад, облегчает привыкание малыша к дошкольному учреждению.
Первый этап подготовки малышей в детский сад мы начали со сбора ин¬формации о потенциальных воспитанниках. Затем сформировали группу, куда пригласили родителей и детей, которым скоро предстояло посещать наш дет¬ский сад.
Группы адаптации комплектовались за четыре месяца до поступления детей в ДОУ, т. к., по нашему мнению, наиболее полезно для ребенка сразу же по окончании адаптационного периода начать посещать ДОУ.
Второй этап заключался в том, что сформированная группа родителей и детей начала посещать занятия адаптационного клуба «В детский сад без слез». Деятельность адаптационного клуба осуществляется на основании разработан¬ного Положения, Договора о сотрудничестве с родителями.

Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспи¬танием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслужи¬вания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д. В работе адаптационного клуба применяются различные формы взаимодей¬ствия с родителями:
- групповые и индивидуальные консультации;
- просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду;
- проигрывание педагогических ситуаций;
- знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада», создание собственной «Копилки» практических советов - Па¬мятки различного психолого-педагогического содержания: «Почему он так себя ведет?», «Чем может помочь мама?», «Развивает дом, улица», «Спокойное ут¬ро» и др.
Одновременно с родителями приходят в детский сад и малыши. Подго¬товка малыша к жизни в детском саду происходит через знакомство с педаго¬гами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
- дидактические, познавательные, развивающие, речевые игры;
- проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
- посещение занятий и музыкальных развлечений;
- посещение малышами и их родителями режимных моментов группы раннего возраста.
Важное условие занятий в клубе - ребенок должен быть сыт и хорошо выспавшимся.
Занятия в адаптационном клубе проводятся два раза в неделю. Одно заня¬тие проводится с родителями, другое - с детьми и родителями.
На первом занятии адаптационного клуба «В детский сад без слез» через анкетирование педагоги знакомятся с запросами и основными проблемами ро¬дителей маленького ребенка. С помощью этого метода определяются качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности; а также то, что основными проблемными вопросами является взаимодействие родителя и ребенка, умение реагировать на капризы малыша и многие другие вопросы семейного воспитания.
Используется тест-опросник родительского отношения к своему ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин). Известно, что родительское отношение к ребенку - это проявление разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуе¬мых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и лич¬ности ребенка, его поступков. По результатам опросника видно, что родители по-разному оценивают взаимоотношения со своими малышами - это или все безоблачно, или слишком придирчиво, или попустительски. Значит, наша зада¬ча состоит в том, чтобы познакомить родителей с особенностями детей раннего возраста и взаимоотношениями с ними.
Структура проводимых занятий адаптационного клуба состоит из сле¬дующих разделов:
1 занятие:

I часть - работа консультационного пункта для родителей, где делятся своими знаниями педагоги, психолог, логопед, музыкальный руководитель, медработник.
II часть - Рекомендации специалистов, памятки для «Копилки».
2 занятие:
Состоит из воспитательно-развивающих игр с малышами (познаватель¬ные, речевые, сенсорные, музыкально-дидактические, конструктивные, двига¬тельные).
Наблюдения показали, что на начальном этапе работы в группах наиболее эффективен метод, когда педагог непосредственно с малышами не контактиру¬ет, а лишь руководит действиями матерей с детьми. Дети выполняют какие - либо действия только глядя на родителей.
В месяц проводится восемь занятий, четыре занятия - консультации с ро¬дителями, четыре занятия - участие родителей и детей в режимном процессе в группе раннего возраста. Время таких занятий-встреч 40 минут.
Консультации, беседы проводят воспитатели, узкие специалисты соглас¬но перспективному плану адаптационного клуба.
По просьбе родителей каждую последнюю неделю педагоги и узкие спе¬циалисты ДОУ отвечают на возникшие вопросы. В течение месяца все интере¬сующие вопросы родители могут в письменном виде «бросить в Почтовый ящик», который всегда находится в помещении для проведения встреч.
На занятиях клуба педагоги активно вовлекают родителей в воспитатель¬но-образовательный процесс, ненавязчиво обучая их различным методам об¬щения с ребенком: круглый стол, психологические тренинги, деловые игры, решение педагогических ситуаций, консультации, видеопросмотры материалов по организации жизни в ДОУ.
Занятия с детьми проходят в игровой форме с чередованием видов дея¬тельности и содержат в себе различные упражнения: интеллектуальные, музы¬кальные, художественно-эстетические, физические, речевые и направлены на тренировку памяти, внимания, развивают мелкую и крупную моторику, созда¬ние благоприятной эмоциональной атмосферы.
Занятия с малышами включают:
- пальчиковую гимнастику и артикуляционные игры: с помощью ла¬дошек дети «надувают» шарики, «пекут» пирожки, какие у ежика иголки (расто¬пыривают пальчики), простейшие упражнения на развитие речевого дыхания, ар¬тикуляционного аппарата. Все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают эти упражнения в увлекательную эмоциональную игру;
- развитие речи и ознакомление с окружающим включает прослуши¬вание сказок, заучивание и обыгрывание стихов и потешек. Игровые ситуации с дидактической игрушкой на обогащение пассивного и активного словаря;
- музыкальные занятия - эмоциональный отклик на прослушанные пе¬сенки, мелодии, повторение музыкально-ритмических движений;
- физические упражнения расширят функциональные возможности де¬тей раннего возраста. Упражнения сопровождаются веселыми стихами, исполь¬зуются различные предметы: погремушки, мячи большие и маленькие;
- развивающие игры и предметную деятельность: различные вклады¬ши, рамки, которые развивают не только сенсомоторные функции, но и форми¬руют интеллектуальную деятельность малыша.
Упражнения, требующие внимания и усидчивости чередуются с актив¬ными движениями (физминутка или музыкальная разминка).
Родители находятся рядом со своими малышами, также проделывают все упражнения, которые предлагаются малышам.
Дети находятся в одной группе и мамы невольно начинают сравнивать успехи детей. Педагог всегда напоминает родителям, что успешное развитие - это не когда малыш делает успехи лучше другого, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой.
Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе, у них установлены доверительные отношения с сотрудниками детского сада.
Основной показатель эффективности работы нашего клуба - это благопо¬лучное привыкание ребенка к режиму детского сада.
Профессионально осуществлять взаимодействие педагог-ребенок- родитель в сфере воспитательно-образовательного и социального воспитания возможно только при соблюдении:
- интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специали¬ста в процессе профессионального взаимодействия;
- координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспи¬таннику;
- повышении квалификации специалистов.
Не все было гладко в работе адаптационного клуба: были проблемы с посе¬щением, что отражалось на качестве воспитательно-развивающей и адаптацион¬ной работы с детьми. Но дети, которых регулярно приводили на занятия-встречи, постепенно «втягивались» в общение в детском сообществе, узнавали друг друга. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включается несколько детей, но они начинали проявлять зрительный или тактильный интерес к сверстникам. Да и родители становились нашими единомышленниками и помощниками.
Проведение мероприятий совместного педагогического мониторинга по качеству проводимых занятий в адаптационном клубе специалистами ДОУ от¬ражают, что деятельность адаптационного клуба дает положительные результа¬ты. Дети, посещавшие его, легче адаптируются, у них ниже процент заболеваемости.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими.
- Играет.

Родители воспитанников адаптационного клуба больше доверяют педаго¬гам, так как видели их в работе, знают об их отношении к детям.
Такая форма работы с неорганизованными детьми востребована родите¬лями. Главное - это благополучное привыкание малыша к коллективу сверст¬ников и воспитателям группы.
Родители в этот период осуществляют рекомендации педагогов и медра¬ботника, которые способствуют укреплению эмоционального и физического здоровья малыша.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
Итак, мы знаем, что наиболее сложная перестройка организма происхо¬дит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в деза¬даптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Этот постепенный переход из семьи в ДОУ и обеспечивает деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез». Четкая, профессионально сла¬женная и продуманная работа педагогов, психолога, медработника, благопо¬лучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителя¬ми - залог успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому са¬ду. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных ме¬роприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах вос¬питания детей.
Цель работы нашего ДОУ в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду - это оказание помощи в построении взаимоотноше¬ний между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Мы выстраиваем такие отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимо¬уважения, взаимопомощи, способности решать проблемы взаимодействия ро¬дитель-ребенок.
Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ма¬лышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие из¬менения в жизни ребенка - ему на благо.
В завершение хочется отметить, что дошкольное образовательное учреж¬дение является таким общественным институтом, с которым ежедневно всту¬пают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосред¬ственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошколь¬ного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка не¬обходимо их взаимодействие. От качества целенаправленной совместной дея¬тельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогиче¬ской культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания. Положи¬тельных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при под¬держке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учрежде¬ния и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здоро¬вого ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Поделиться:

Оставить комментарий