Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > НОД для детей среднего возраста: «Волшебный магнит»
Post Icon

НОД для детей среднего возраста: «Волшебный магнит»

Автор: Живицкая Ю. В., МДОУ «Оредежский детский сад» п. Оредеж, Лужский район, Ленинградская область

Программное содержание:

  • познакомить со свойствами слюды и железной руды («Познание»);
  • развивать представления о свойствах магнита и его использовании («Познание»);
  • способствовать овладению действиями замещения, экспериментирования («Познание»);
  • побуждать стремление выделять предметы, взаимодействующие с магнитом («Познание»);
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Земли «Социализация»);
  • развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);

 

Предварительная работа:

  • знакомство со свойствами магнита;
  • рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного края и России;

 

Материалы  и оборудование:

  • магнит;
  • бумага;
  • ткань;
  • деревянные предметы: ложки, игрушки;
  • деревянная матрешка с железным стержнем;
  • Скрепки;
  • камни: морские, галька, слюда, железная руда;
  • ёмкость с водой;
  • удочка с магнитом;
  • значки с изображением воды, земли, географическая карта России.

 

 

Ход НОД:

дети входят в помещение группы, здороваются с гостями и  садятся на стульчики (стулья стоят полукругом)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что это у меня? (Показывает магнит) Правильно, это магнит. А что такое магнит? Что он  делает с предметами? (Ответы детей) Скажите, а магнит все предметы притягивает? (Ответы детей) Ребята, правда ли, что магнит притягивает только железные предметы? Докажите это.  Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.  А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать. Давайте  отправимся в лабораторию и проведём опыты.

(Дети подходят к столам и проводят опыты)

 

Опыт №1

 

Дети подносят магнит к бумаге, затем к ткани.

Воспитатель: Что мы видим? Что получается?

 

Вывод: бумага и ткань не притягиваются к магниту.

 

Опыт №2

 

Воспитатель: ребята,  давайте попробуем магнит поднести к деревянным предметам. Что получается?  (Дети подносят магнит к деревянным ложкам и игрушкам и делают  вывод)

 

Вывод:  к  дереву  магнит тоже не притягивается.

 

Опыт №3

 

Воспитатель: ребята, а давайте попробуем поднести магнит к матрёшке. (Дети подносят магнит к матрёшке и матрёшка притянулась к магниту). А почему же эта матрёшка примагнитилась?  Почему это произошло? (Дети размышляют, догадываются и отвечают, что внутри находится металлический стержень. Затем дети пробуют притягивать к магниту скрепки – друг к другу, чтобы получилась цепочка; убирают магнит – цепочка сохраняется.

 

Воспитатель: что же произошло? Скрепки намагнитились и сами стали магнитами.

 

Вывод: магнит притягивает к себе только металлические предметы.

Физкультурная минутка

- Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.  А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…)

Воспитатель: я предлагаю выловить не рыб, а мусор. (По очереди дети очищают водоем от мусора). Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

Воспитатель: посмотрите, а у меня есть много камешков разного цвета (слюда, кварц, галька, железная руда). Как вы думаете, магнит притягивает камни?  (Ответы детей)

Опыт №4

Воспитатель: давайте посмотрим. Вот этот  камень  называется  слюда. Подносим  к слюде магнит и выясняем, что он не притягивается. (Дети выполняют задание). Потрогайте слюду, погладьте её. Какая у неё поверхность? Понюхайте её. Пахнет ли она? (Ответы детей). Да, ребята, она шероховатая. Постучите по столу. Какой звук вы услышали (Ответы детей) Ребята, а слюду можно расщепить на тонкие пластинки?  (Показ). Давайте попробуем её сломать. Что же получилось? Да, она сломалась? Так какая слюда: твёрдая или мягкая? (Ответы детей)

Воспитатель:  я предлагаю бросить слюду в ёмкость с водой. Что мы видим? (Ответы детей)

Вывод:  слюда не притягивается к магниту, не имеет запаха, мягкая, лёгкая.

Опыт №5

Воспитатель: давайте рассмотрим вот этот камень. (Дети рассматривают железную руду и подносят к нему магнит). Почему этот камень притянулся к магниту?

Вывод: в этом камне есть железо, поэтому он так и называется – железная руда.

Путём экспериментирования дети определяют качества:

  • чем пахнет (понюхать)
  • какой звук слышим (постучать по столу)
  • какая железная руда: твёрдая или мягкая (попробовать сломать)
  • какая она: тяжёлая или лёгкая (опустить в воду – утонула)

Вывод: имеет запах, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель: ребята,  давайте подойдём к природному уголку. Посмотрите, возле цветов стоят значки. Что они обозначают? (Ответы детей – земля, вода).  А хотите сами придумать значок, обозначающий железную руду? (Дети подходят столикам и рисуют интересные значки). Ребята, какие вы молодцы,  а я смотрела много книг, карт, и там железную руду обозначают вот таким значком:

(Воспитатель показывает треугольник красного цвета).

Воспитатель: куда мы его поместим? (Предложения детей) А давайте  значок поместим на карту, рядом с обозначением города, где  добывают железную руду  (Норильск, Магнитогорск, Курск)

 

Используемая литература:

  • Николаева С.Н. «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада, Москва, МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010
  • Предметная среда. Сенсорика. Экология. Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие», Москва, 2007

 

Поделиться:

Оставить комментарий