Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > НОД по формированию лексико-грамматический категорий языка и связной речи для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у лесных жителей»
Post Icon

НОД по формированию лексико-грамматический категорий языка и связной речи для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у лесных жителей»

Автор: Урюпина Е. А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад №26 компенсирующего вида

Программное содержание:

- Обогащать и активизировать словарь детей по лексическим темам: «Зима»,  «Дикие животные нашего леса», «Транспорт».

- Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными  в роде, числе, падеже; употреблять существительные Тв.п, ед. и мн. ч.

- Формировать умение составлять предложения с простыми предлогами (на, за, под, в).

- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

- Развивать просодическую сторону речи, психические процессы.

- Воспитывать  навыки сотрудничества, инициативность, бережное отношение к природе.

Оборудование:

мультимедийное оборудование и презентация, корзина с шишками, шапочка-маска белке, поднос, Д\и «Поможем белке»,  заготовки для аппликации, крупы (манка, чечевица, рис).

Ход занятия:

  1. Дети входят в группу, садятся за столы.

Логопед:      Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

- Снова к нам  пришла ...

Дети: Зима.

  1. Логопед: Послушайте, тётушка Сова расскажет о зиме.

(показ  мультфильма Уроки Тётушки Совы. Декабрь) СЛАЙД 2

Логопед: Спасибо, тётушка Сова.

Ребята, наступила зима? Да, наступила зима.

Декабрь первый месяц зимы? Да, декабрь первый месяц зимы.

Солнце мало даёт тепла? Да, солнце мало даёт тепла.

Зимой реки покрыты льдом? Да, зимой реки покрыты льдом.

Зимой можно кататься на коньках, санках, лыжах? Да, зимой можно кататься на коньках, санках, лыжах.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес.

На чём можно доехать до леса расскажем в пальчиковой игре:

  1. Пальчиковая игра «Посчитаем»

 Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

 

Сжимают и разжимают пальчики.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки

 

Логопед: Мы отправляемся на поезде. СЛАЙД 3 (Движение поезда)

Логопед: Вот мы и в зимнем лесу.  СЛАЙД 4 (Зимний лес)

  1. Логопед: Посмотрите, звери вышли на полянку. О ком можно сказать:

Трусливый. Трусливый заяц.

Серый. Серый волк.

Хитрая. Хитрая лиса.

Шустрая. Шустрая белка.

Косолапый. Косолапый медведь.

Расскажите, где сидит шустрая белка? Шустрая белка сидит на дереве (на ветке).

Хитрая лиса за ёлкой (за елью)? Да, хитрая лиса за ёлкой.

Где сидит трусливый заяц? Трусливый заяц сидит на пне.

Серый волк под деревом? Да, серый волк под деревом.

Где спит косолапый медведь? Косолапый медведь спит в берлоге.

  1. Дикие животные пришли не одни. С ними их детёныши. Помогите детёнышам найти маму.

С кем прибежала лиса? Лиса прибежала с лисятами.

Белка с кем? Белка с бельчатами.

С кем пришёл волк? Волк пришёл с волчатами.

Заяц с кем? Заяц с зайчатами.

  1. Коррекционная физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес.                 Идём по кругу,  взявшись за руки
Сколько здесь вокруг чудес!     Разворачиваемся лицом в круг, руки в стороны,     

                                                                                           удивляемся

Вот и зайка проскакал,                     Прыжки на месте
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,                     Изображаем волка
Он себе добычу ищет!
Лишь медведь в берлоге спит,         Руки под голову
Так всю зиму он сопит.
Пролетают снегири.                           Машем руками, как крыльями
Как красивы они!

Логопед: Проходите на свои места.

  1. Д\и «Кого не стало?»

Логопед:  Посмотрите на картинку и запомните зверей. (СЛАЙД: белка, лиса, заяц, волк на поляне)

Закрывайте глаза.

Открывайте глаза. Кого не стало?

Дети: Не стало лисы. Не стало зайца. Не стало волка.

Логопед:   Кто остался на поляне?

Дети: На поляне осталась белка.

Логопед: А вот и белка к нам спешит. (Воспитатель надевает Дарине   шапочку –маску).

 Дарина:

 Я - белочка

Живу в дупле,

На высокой сосне.

У меня уютный дом –

Чистота, порядок в нем.

- Я принесла для вас шишки. Возьмите пож-та.

Логопед: Спасибо белочка! А мы знаем игру с шишками. Присаживайся, мы и тебя научим.

Массаж ладоней сосновыми шишками.

Раз, два, три, четыре, пять!                

Будем с шишкой мы играть!

Каждым пальчиком касаются шишки.

Будем с шишкой мы играть,

Между ручками катать!

(Прокатывание шишки между ладонями)

В ручку правую возьмём

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

По ладошке покатаем.

(Сильно сжимаем шишку в правой руке)

(Прокатываем шишку по столу правой рукой

В ручку левую возьмём

И сильней её сожмём!

Руку быстро разжимаем,

По ладошке покатаем.

(Сильно сжимаем шишку в левой руке)

(Прокатываем шишку по столу левой рукой

Мы закончили играть,

Будем шишки убирать!

 (Убираем шишку на край стола)

Кладут шишки на тарелочки.

  1. Логопед: Белка- запасливое животное. Посчитаем, сколько шишек у белки.

СЛАЙД 5  (ёлка, белка  и 1 шишка).

Дети: 1 шишка.

Слайд (6-9): две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек (считаем хором).

Логопед: ребята, вы молодцы.  Давайте поможем белочке и сделаем гирлянду из шишек и грибов. Посмотрите на рисунок и выложите грибы и шишки по образцу.

Белка берёт поднос, логопед вместе с белкой подходят к детям, дети кладут на поднос свои работы.

Логопед: Белочка, угощайся пож-та.

Белка: спасибо ребята!

 

Логопед: Я предлагаю приготовить угощения для других жителей леса. Кто живёт в лесу, расскажем в пальчиковой игре.

Пальчиковая игра.

Есть в лесу у нас медведь- громко может он реветь.

Есть зубастый серый волк - он зубами щелк да щелк.

Есть лиса-плутовка рыжая воровка,

Белочка-малышка,

Заинька-трусишка.

(Пальцы рук сжаты в кулачки, по очереди разгибаем по одному пальцу на каждой руке, начиная с больших, меняем тембр голоса и интонацию: про медведя и волка-низким голосом, про лису- хитрым, про зайца-дрожащим, про белку – тоненьким)

 

Логопед:   Возьмите тарелочки и приступайте к работе.

 

Дети наклеивают на заготовку из липкой ленты различные виды круп.

Логопед: Чем ты угостишь волка? Я угощу волка рыбой. (Логопед вместе с белкой подходят к детям, дети отдают белочке свои работы)

 

Логопед:  Давайте попрощаемся с белочкой. До свидания!

(Белочка уходит)

Логопед: Где мы побывали сегодня?

Кого мы встретили в зимнем лесу?

В какие игры вам понравилось играть?

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, помогли белочке сделать запасы на зиму и приготовили угощения для других жителей леса. Нам пора возвращаться в детский сад. ( На поезде возвращаемся  в детский сад).

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий