Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > НОД: «Знакомство с народом ханты и их жилищем»
Post Icon

НОД: «Знакомство с народом ханты и их жилищем»

Автор: Романенок М. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад ОВ «Солнышко» с. Шеркалы

Группа: подготовительная группа.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель: формировать представления о родном поселке, о коренных жителях – «ханты» и «манси».

Задачи:

- познакомить детей с жилищем ханты (чум, летняя изба, зимняя изба, лабаз) и их особенностями;

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

- развивать любознательность и интерес.

Словарь: ханты, манси, лабаз, чувал, чум, оленеводство, коренные народы, стойбище.

Оборудование: презентация, мини-музей хантыйской культуры.

Ход занятия:

  1. Предварительная работа.

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- В какой стране мы с вами живем? (слайд 1).

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. Наша страна такая большая, что если мы захотим проехать из одного края в другой, то на самом быстром самолёте придётся лететь целый день. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней.

- Какие города России вы знаете? (слайд 2).

- А главный город России как называется?

- Москва – столица нашей Родины! (слайд 3).

- Что такое Родина?

- Правильно! Это место, где вы родились.

- Как называется поселок, в котором вы живете?

- Шеркалы – это Родина многих из вас (слайд 4).

  1. Ханты и манси – жители нашего округа.

- Ребята, скажите, как называется округ, в котором мы с вами живём?

- А почему он называется Ханты-Мансийский автономный округ? (воспитатель показывает округ на карте).

- Потому что раньше здесь жили народы, которые называются ханты и манси. Поэтому округ получил название Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

- Сейчас в нашем округе проживает много разных народов. Какие национальности вы можете назвать? (русские, ханты, манси, татары, украинцы и др.) (слайд 5, 6).

- Ребята, а кто из вас знает свою национальность? (ответы детей).

- Все народы в нашем округе и в нашей стране живут дружно, работают и отдыхают независимо от их национальности.

- На занятиях нашего кружка «Югорка» мы будем знакомиться с культурой наших предков – ханты и манси, их традициями и обычаями (слайд 7).

- Посмотрите на просторы нашей родной земли! (слайды 8 -12).

  1. Физминутка «Давайте поздороваемся!»

- Люди разных национальностей разговаривают на разных языках. На каком языке разговариваем мы с вами?

- Сейчас мы поиграем и попробуем поздороваться на разных языках (дети становятся в круг и повторяют движения).

1. На русском: «Здравствуйте» - повернуться к соседям и сделать наклон головой.

2. На украинском: «Здоровеньки буллы» - пожать друг другу руку.

3. На английском: «Хэллоу» - помахать рукой в знак приветствия.

4. На французском: «Бонжур» - девочки делают реверанс, а мальчики поклон.

5. На хантыйском: «Вуща веляты» или «Узя-узя» - повернуться и улыбнуться друг другу.

  1. Жилище народов ханты.

- Ребята, где вы живёте вместе с мамой и папой? (в доме).

- Дом – это одно из самых важных вещей, окружающих человека. Без дома нельзя обойтись. Почему?

- Наш дом – это укрытие от дождя, холода, место, где можно отдохнуть всей семьёй; в доме хранятся все необходимые нам вещи, живут любимые люди и домашние животные.

- Из какого материала построены наши дома?

- В городах дома совсем другие? Какие?

- А кто знает, в каких домах раньше жили люди? (в пещерах, хижинах из веток, землянках).

- Наши предки ханты раньше жили в землянках. Сейчас ханты живут в небольших селениях. Эти селения состоят из деревянных домов. Летом ханты живут в летнем доме, стены которого выложены из досок. В таком доме летом прохладно, но когда холодная погода можно истопить печь (слайд 13). У народов ханты есть ещё и зимняя изба. Она похожа на летнюю, но построена из брёвен. В ней есть окна, сейчас их стеклят, а раньше обтягивали рыбьими пузырями. В избе есть печь – чувал (слайд 14). Она сделана их глины, топка открытая. Чувал быстро обогревает жилище. В избе становится тепло и уютно. Около чувала любит коротать время в долгие зимние вечера вся хантыйская семья.

- Около дома ханты всегда строили лабаз (слайд 15). Здесь хранили запасы еды, зимнюю одежду. Лабаз строился из досок или брёвен. Его устанавливали на высоких гладких брёвнах – на 4-х или на 2-х. Как вы думаете, для чего?

- Чтобы в лабаз не могли пробраться животные и испортить запасы.

- Вот такие жилища есть у оседлых народов ханты, т.е. людей, которые живут на одном месте.

- Ребята, в тундре, где ханты занимаются оленеводством, строят другие жилища. Отгадайте загадку: в чистом поле, в заснеженном море стоит дом, и дыра в небо в нём. Что это за дом? (чум) (слайд 16).

- Почему строили не избу, а чум?

- Чтобы олени могли питаться, нужно перегонять стадо с места на место, поэтому нужно было быстро собрать своё жилище. Для этого ханты и придумали чум. Он быстро разбирается и собирается. Строят его из веток и оленьих шкур. Ставят чум на высоком месте, чтобы его не заливала вода. Чум тоже может быть летним или зимним.

  1. Подведение итогов занятия.

Воспитатель задаёт детям вопросы, чтобы проверить насколько они усвоили материал занятия.

- Ребята, скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?

- Как называется наш округ? Люди, каких национальностей в нём проживают?

- Что такое лабаз? Чум? И др.

Список использованной литературы

  1. Журнал «Югра» 1999 г. № 2.
  2. Журнал «Югра» 2002 г. №1.
  3. Октябрьский район. Ханты-Мансийский автономный округ. Фотоальбом. – М.: «Пента», 1999 г.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.maam.ru/
  2. http://etnic.ru/

В презентации использовались некоторые фотографии из личного фотоархива.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий