Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Нравственное воспитание дошкольников, через организацию совестной игровой деятельности (из опыта работы)
Post Icon

Нравственное воспитание дошкольников, через организацию совестной игровой деятельности (из опыта работы)

Автор: Иванова Юлия Александровна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 400 г.о. Самара

Процесс воспитания дошкольников направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания?
Психологи отмечают, что дошкольники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, педагогам, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.
Категория «ценность» – одна из ключевых в современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе, – доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность. К работе над проблемой развития у детей способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнуло то, что наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности дошкольника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания ДОУ формирует у дошкольника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Необходимые условия нравственного воспитания таковы: – направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве; – включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность; – создание ситуации самостоятельного нравственного выбора; – гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
Академик Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности. От старших дошкольников требуется:
– знать гимн, гордиться своей Родиной;
– уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем хозяйстве;
– любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить литературу, мастерить, делать добро окружающим людям;
– дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;
– трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;
– бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
– беречь общественное добро и родную природу;
– помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам по группе, труде, общественной работе;
– творчески относиться к самостоятельной деятельности, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.
В старше дошкольном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.

Основные формы проектной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, дидактические игры, этические беседы, занятия клубного типа. Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача педагога – внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания.
В своей практике я использую подвижные игры на экскурсиях, при проведении различных досугов. Развитию нравственных взаимоотношений в детском коллективе способствуют ролевые поручения воспитанникам. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах группы и выбрать занятие по душе. Очень важно, чтобы в детском саду с детьми проводились беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у дошкольников нравственные представления. Тему для беседы каждый педагог формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. На пример: «Друга ищи, а нашел – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в детском коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками. Занятия клубного типа – интересная форма работы, позволяющая воспитателю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников.
Мы сотрудничаем с педагогами дополнительного образования. Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях, которые проводятся Клубом интернациональной дружбы.
Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывают родители. Они – мои единомышленники. Совместные праздники, экскурсии – всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы обсуждаем пути воспитания, ищем действенные средства и методы. Каждый досуг, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы досугов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
Воспитателю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность дошкольников проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, дошкольников в общественной жизни и отношениях.

Поделиться:

Оставить комментарий