Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «О чём расскажут улицы Бирска»
Post Icon

«О чём расскажут улицы Бирска»

Автор: Оболенская Т. А., воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №16 " Ромашка" г. Бирска

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Этапы проведения и реализации проекта:
2 этапа проекта – организационно-практический:
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
1. Разработка и проведение цикла познавательных занятий, на темы:
«Мой город».
«Улицы родного города».
«С рождения до наших дней».
«Исторические объекты города и района».
«Культура моего города» (обычаи, традиции, народное творчество, история).
«Земляками своими гордимся».
«Мы – Россияне».
2. Организация экскурсий, проведение бесед, подбор научно-популярной и художественной литературы.
3.Оформление выставок детских работ, информационных стендов
4. Создание альбомов
5. Разработка домашних заданий для детей и родителей
6. Разработка консультаций и памяток для детей и родителей
7. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада
“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивированным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Консультации со специалистами-краеведами.

ПРОЕКТ по нравственно – патриотическому воспитанию «О чём расскажут улицы Бирска»

Реализация проекта:
Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ исследования показывают:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Предполагаемый результат.
Дети активно участвуют в тематических выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Проявляют умение выражать собственное мнение, анализировать нравственно- этические задачи, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Владеют основами знаний по истории родного города и Отечества.
Демонстрируют навыки социального общения со взрослыми.
Проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывают посильную помощь.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Из национальной доктрины образования в РФ
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей.
Методические разработки.
Интеграция со специалистами детского сад

Вид проекта: творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Сроки реализации проекта : в течение года (сентябрь – май).

Основной раздел программы: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация, «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Физическое воспитание».

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
подбор исторической литературы;
подбор произведений русского народного творчества;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
дидактические игры;
выставки книг, рисунков, поделок;
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Симонов К.

Задачи проекта:
Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями родного края.

Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей в реализации проекта:
Праздники в детском саду:
«Бирск – мой любимый город».
«Знатоки Бирска».
Осеннее развлечение «Ярмарка».
«День защитника Отечества».
Музыкально-литературный праздник «День Великой Победы».

III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие «О чём расскажут улицы Бирска».
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.

1 слайд
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
2 слайд
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
3 слайд
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о Бирске, как о родном городе.
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изо деятельность, художественное слово.
4 слайд
Чувство Родины…
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
5 слайд
Родная семья.
Мир ребенка начинается с его семьи.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываю в них гуманное отношение к своим близким.
6 слайд
Родной город.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в Бирске, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Бирска.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
7 слайд
Бирск – частица Родины.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу к пониманию, что наш город Бирск – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие национальные и общественные праздники.
8 слайд
Родная природа.
Эту истину знаю от роду.
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края.
9 слайд
Любить свой город – значит и любить природу в нем.
Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
10 слайд
Родная страна.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
11 слайд
Акция к 9 мая.
… и празднику «9 мая» - «Никто не забыт, ничто не забыто».
12 слайд
Родная культура.
«Нет земли краше,
чем Родина наша!»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.
13 слайд
«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.
Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».
14 слайд
Моя малая Родина.
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.
Это и аллея около детского сада, березовая роща, и живописная тропинка у реки Осетр.
Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Литература:
И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий