Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Обобщение опыта по теме «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
Post Icon

Обобщение опыта по теме «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

Автор: Курочкина Валентина Александровна, учитель – логопед МБОУ «Уемская СОШ» Структурное подразделение «Детский сад п. Уемский»

Фонематический слух – это тонкий и систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование фонематического слуха. Почему эта проблема актуальна? Задержка или нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

-Замены звонких согласных парными глухими и наоборот

(томик-домик, удюг-утюк-утюг)

-Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот

(ден-день, клюмба-клумба)

-Замены шипящих звуков свистящими

(сапка- шапка, сапля- цапля)

-Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных

(глачи-грачи, гойка-горка)

-Замены гласных даже в ударном положении

(лис-лес, точа –туча)

Учитывая актуальность проблемы, я поставила цель: Формирование фонематического слуха через использование игр и упражнений.

В работе выделила следующие задачи:

-дополнить и систематизировать картотеку игр и упражнений

-сформировать у детей фонематический слух

-оказать консультативную помощь педагогам и родителям.

Ребенок должен осознать звуковой строй языка – это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной и кропотливой работы.

В работе по формированию фонематического слуха можно выделить следующие этапы работы:

1-узнавание неречевых звуков

2-различение высоты, силы и темпа голоса

3-различение слов, близких по своему звуковому составу

4-дифференциация слогов

5-дифферециация фонем (твердый – мягкий, глухой – звонкий)

6-развитие навыков звукового анализа.

С самых первых занятий проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволило добиться наиболее эффективных результатов развития фонематического восприятия.

Предлагала детям игры и упражнения:

*Узнавание неречевых звуков:

Цели:

-упражнять в определении на слух предметов

-развивать слуховое внимание

-учить узнавать ритмический рисунок

«Шумовые баночки»

«Какой предмет звучит?»

«Полянка»

«Узнай по звуку»

«Волшебная палочка»

«Тишина»

Затем учила детей различать высоту, силу и темп голоса, используя для этого разнообразные игры:

*Различение высоты, силы, темпа голоса

Цели:

-учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому

-учить говорить в быстром и медленном темпе

-реагировать на словесный сигнал

-воспитывать умение менять высоту голоса

«Звонко, громко, тихо»

«Высоко – низко»

«Гудок»

«Карусель»

«Дождик»

«Топ-топ –топ»

*Различение слов, близких по звуковому составу:

Цели:

-развивать фонематический слух

-учить подбирать рифму

-находить ошибки, связанные со звуковым составом слова

«Слова – друзья»

«Подскажи словечко»

«Волшебные превращения»

«Найди парные картинки»

«Исправь ошибку»

*Дифференциация слогов

Цели:

-учить четко произносить слоговые ряды в отраженной речи

-подбирать рифму

-упражнять в определении количества слов

-формировать навыки анализа и синтеза слов

«Эхо»

«Ушки на макушке»

«Узнай слово»

«Озорной котенок»

«Разноцветные вагончики»

«Пирамида»

«Веселые мячи»

«Слоговой поезд»

*Дифференциация фонем по твердости – мягкости, звонкости – глухости»

Цели:

-дать понятие «твердый»- «мягкий», «звонкий»- «глухой» согласный

-учить различать эти звуки на слух

-развивать фонематический слух

«Собери цветок»

«Тим и Том»

«Звучащие домики»

«Звуковые кнопочки»

«Какой звук позвал?»

«Замени звук»

«Подарки»

*Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Цели:

-формировать артикуляционные уклады гласных и согласных звуков

-научить выделять в слове ударный звук

-упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине и конце слова

-упражнять в определении количества звуков в слове

-соотносить звук с буквой

-развивать фонематический слух

«Новоселье»

«Часы»

«Перфокарты»

«Ребусы»

«Собери слово»

«Подбери схему к слову»

«Разноцветные мячи»

«Покупки»

«Цепочка слов»

«Дружные грибочки»

Успех во многом определяется тем, насколько четко организована взаимосвязь в работе логопеда с педагогами и родителями. Комплексный подход к профилактике и развитию фонематического слуха создает условия для оптимального развития фонематического слуха у ребенка. С этой целью в течение учебного года проводились родительские собрания, семинары – практикумы, мастер – классы, консультации, логопедические развлечения, открытые занятия и т.д.

Работая над данной темой, сделала следующие выводы:

-в результате проделанной работы у детей значительно улучшился, развился и сформировался фонематический слух, вследствие чего улучшилось и звукопроизношение.

-для получения положительных результатов необходимо взаимодействие с педагогами детского сада и родителями детей.

-систематическое использование и повторение на занятиях разнообразных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Поделиться:

Оставить комментарий