Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Обобщение опыта работы «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Post Icon

Обобщение опыта работы «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Автор: Паневина Татьяна Сергеевна, воспитатель МД Детский сад комбинироваанного вида №199» г. Саратов

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагог. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, эстетически оформленную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех  детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная  среда способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.пространства для развития детей.

В построении развивающей предметно-пространственной среды руководствуемся программой «От рождения до школы»Н.Е.Вераксы, ФГОС Дошкольного образования (П.3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.)

При создании предметно-развивающей среды мы учитываем следующие принципы:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. Принцип трансформируемости
  4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
  5. Принцип эстетической организации среды
  6. Принцип учета половозрастных различий детей
  7. Принцип интеграции
  8. Принцип информативности

 

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

 

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта, поэтому для нас важно  установить  верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Создаем условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр.  В связи с этим планировку группы создали так, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.В нашей группе все зоны развивающей предметно-пространственной среды  предоставляется в полное распоряжение детей. Своевременно изменяем предметно-игровую среду: вносим новые атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр, познавательной активности, усложняющимся уровнем развития  умений и навыков наших воспитанников

Принцип трансформируемости.

В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере нашей группы выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет  детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым

функциональную активность ребенка. Содержание каждой зоны в нашей группе дают детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными  «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.).

 Принцип эстетической организации среды.

Особые требования предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту, Обеспечиваем надлежащую безопасность в использовании всех материалов и всего оборудования,

 Принцип учета половозрастных различий детей.

В построение среды учитываем половые различия, которые предполагают предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования учитываем общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Принцип интеграции.

Предметно-развивающую среду организуем с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области  используем и в ходе реализации других областей.

Принцип информативности.

При создании предметно-развивающей среды обязательно предусматриваем разнообразие тематики материалов и оборудования для развития моторной, сенсорной, манипулятивно - познавательной, игровой, художественной активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Соблюдение общих принципов построения развивающей  предметно- пространственной среды дали нам возможность стимулировать у наших воспитанников  проявление самостоятельности, инициативности, творчества и свободной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции  недостатков их развития.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе учитывали основные функции: образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую,организационную,коммуникативную.

Считаем, что основной целью функционирования среды – это педагогически правильно сконструировать многоуровневую и многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду, учитывая интересы, способности и потребности каждого ребенка.

Образовательное пространство  нашей группы организовали по функциональным зонам: социально – коммуникативная ,познавательная, речевая зона, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная зона.

В каждой зоне создали микроцентры развивающей активности

 

В группе созданы:

 

Функциональная зона Содержание группового пространства Возрастные группы
Социально – коммуникативная зона -центр «Я расту и развиваюсь» (Образ – Я); Все возрастные группы
-центр «Моя семья»; Все возрастные группы
-центр «Наш детский сад»; Все возрастные группы
-центр «Родная страна»; Все возрастные группы
-центр «Игровая деятельность»; Все возрастные группы
-центр «Театральные чудеса»; Организован  во 2 младшей группе
-центр «Трудовая деятельность»; Все возрастные группы
-центр «Основы безопасности». Все возрастные группы
- центр «Городок дорожных знаков» Организован в подготовительной к школе группе
Познавательная зона -центр «Математические ступеньки»; Организован в старшей группе
-центр «Сенсорное развитие»; Организован во 2 младшей группе
-центр «Интересные вещи» (познавательно-исследовательская           деятельность); Все возрастные группы
-центр «Окружающий мир» (тематические альбомы и познавательная детская литература); Все возрастные группы
-центр «Дидактические и настоль-печатные игры»; Все возрастные группы
-центр «Экологические тропинки» (календарь природы, комнатные растения, исследовательская деятельность  в природе, сезонные наблюдения). Все возрастные группы
Речевая зона -центр «Бесед и интервью»; Организован в старшей группе
-центр «Уроки вежливости»; Все возрастные группы
-центр «Словесная игралочка»; Все возрастные группы
- центр «АБВГДЕЙКА» Организован в подготовительной к школе группе
-центр «Приобщение к художественной литературе». Все возрастные группы
Художественно-эстетическая зона -центр «Приобщение к исскуству»; Все возрастные группы
-центр «Изобразительная деятельность»; Все возрастные группы
-центр «Выставки творчества»; Все возрастные группы
-центр «Конструктивно-модельная деятельность»; Все возрастные группы
-центр «Музыкальная деятельность». Все возрастные группы
Физкультурно-оздоровительная зона -центр «Комната отдыха»; Все возрастные группы
-центр «Уроки первой помощи»; Организован в подготовительной к школе группе
-центр «Наше здоровье»; Все возрастные группы
-центр «Физкульт – Ура!»; Все возрастные группы
-центр «Правильная осанка». Все возрастные группы

 

Все пространство группы условно разделено на 3 части:

-  зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);

- зону спокойной по преимуществу деятельности;

- рабочую зону.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, так как детям дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.

Все центры легко видоизменяется и трансформируются, содержание центров дополняются с учетов возрастных особенностей и интересов воспитанников.

 

 

 

Поделиться:

1 комментарий

  1. Ольга:

    Что в группе созданы центры развития — это понятно, а как в каждой из них отображены принципы ФГОС ДО (хотя бы перечень того, что есть у вас) не увидела. Спасибо.

Оставить комментарий