Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности. Исследовательский клуб «Моя малая Родина»
Post Icon

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности. Исследовательский клуб «Моя малая Родина»

Автор: Сизонова Мария Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавушка» станицы Лысогорской».

Образовательная программа

по дополнительному образованию

художественно-эстетической направленности.

Исследовательский клуб "Моя малая Родина"

 

Раздел 1. Целевой

Паспорт программы

Цель программы воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем с её   казачьими корнями.
Задачи программы
  1. Развивать и обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной станице, дать общее представление о казаках.
  2. Познакомить детей с обычаями и традициями, историей, бытом, народным творчеством казаков.
  3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
  4. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству, уважение к труду
  5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
  6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, станицы, содействовать становлению желания принимать участие в жизни   станицы.
Участники программы Воспитанники, воспитатели, родители, МКДОУ «Детский сад №17 «Журавушка» ст. Лысогорской», педагоги СОШ № 15, работники ДК ст. Лысогорской.
Направления реализациипрограммы             Работа с дошкольникамиРабота с родителямиРабота с педагогамиРабота над предметно-развивающей средой
Принципы реализации 1. Принцип энциклопедичности.2. Краеведческий (региональный) принцип.3. Принцип интеграции.4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

Ожидаемые результаты - воспитание интереса и любви к малой родине- обобщение и систематизация знаний о казачестве   и истории станицы у дошкольников.- воспитание патриотических чувств; любви к близким людям, к родной станицы, родному краю, и родной стране.

 

Введение

 Маленькая Родина

все равно большая,

ведь она единственная.

Ж.Ренар

Пояснительная записка.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Понимая важность патриотического и духовного воспитания, детский сад уделяет большое внимание формированию нравственной устойчивости в условиях нестабильного многонационального общества, где наблюдается:

- потеря у современной молодёжи духовно – нравственного ориентирования;

- размытое понятие Родина; отсутствие желания трудиться на благо Родины;

- современный кризис идентичности личности социально – духовному кризису российского общества;

- конфликты базовых социальных ценностей, духовный разрыв поколений, девальвации и переоценке традиционных российских ценностей (дом, честь, совесть, правда).

Считаем нужным выработать образ жизни и спектр потребностей, поддерживающих физический и духовный иммунитет подрастающего поколения и окружающим кризисным явлениям и процессам, происходящих в природной, социальной и информационной средах обитания.

 

Основная деятельность организована в рамках трех приоритетных направлений:

 

- создание   условий для духовно-творческого развития индивидуальности каждого школьника на основе знакомства с духовными ценностями русской культуры;

- воспитание «труженика», «гражданина», «семьянина», способного на любовь к своему Отечеству, своей Малой Родине, одухотворенного идеалами добра;

- создание и осуществление спектра детских мероприятий, способствующих интеллектуальному, культурному и спортивному развитию детей.

 

Актуальность

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех явля­ется той путеводной звездой, кото­рая на протяжении всей жизни оп­ределяет очень многое, если не ска­зать — всё.

Большое уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития терского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в ст. Лысогорской. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с педагогами и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.

 

Проблема

Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с историей нашей станицы и казачестве нашего региона практически  нет.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Анкетирование также показало, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию любви к родной станицы, можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия различные конкурсы, фестивали и спортивные соревнования.

 

Методы сбора информации

Методами сбора информации для создания программы являлись: изучение научно-педагогической литературы, наблюдения, беседы, диагностические задания, анкетирование, апробирование и анализ проведенной работы.

 

Основные направления реализации программы

Работа по воспитанию любви к малой родине осуществлялась по четырем направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

  • Работа с детьми,
  • Работа с родителями,
  • Работа с воспитателями,
  • Работа над развитием предметно-развивающей среды

 

Научно-теоретическое обоснование программы.

Условия реализации.


Теоретическое обоснование целесообразности

ведения краеведения в ДОУ

В основу обобщения данного опыта и создания программы исследовательского клуба «Моя малая Родина» положены научно-методические основы нравственно-патриотического воспитания, изложенные в программе «От рождения до школы».

В работе по региональному компоненту мы используем авторскую программу Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая детализирована разделами:

1. «Уголок России – отчий дом», содержащий знания о нашей малой родине, ее краткой истории, знакомство с геральдикой и т.д.

2. «Литературное и художественное наследие» знакомит детей не только с легендами Ставрополья, но и с детскими писателями, известными ставропольскими художниками, их произведениями.

Дети открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников Ставрополья. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы, стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».

3. «Люблю тебя мой край родной» нацеливает на изучение флоры и фауны Ставрополья.

4. «Казаки на Ставрополье», знакомство с описанием обрядов и обычаев казаков Ставрополья, казачьим фольклором, сказками, песнями, играми.

5. «Я и мой город Ставрополь» знакомит детей с историей города, героями – защитниками, геральдикой, архитектурными памятниками прошлого и современности .

Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание.

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль с становлении личности патриота.

М. Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.

 

Принципы работы по программе

Кроме того, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с историей станицы и её казачьими корнями были положены следующие принципы:

1. Принцип энциклопедичности.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

 

Цели и задачи

 Цель программы - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с казачеством.

Для реализации цели программы были поставлены следующие Задачи:

  1. Развивать и обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной станицы, дать общее представление о казаках.
  2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Северного Кавказа, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые чувства.
  3. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству казачьего народа, уважение к труду.
  4. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Создание мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края (казаков), уважения и бережного отношения к семейным ценностям. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родной станицы, содействовать становлению желания принимать участие в традициях станицы.

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

1 комментарий

  1. Елена:

    Отличная работа, молодец Мария Александровна

Оставить комментарий