Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Оценка диагностической культуры воспитателей ДОУ
Post Icon

Оценка диагностической культуры воспитателей ДОУ

Автор: Ушкова Надежда Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 316 г.о. Самара

При рассмотрении диагностической культуры воспитателей мы выделяем три аспекта:
– содержательный, который требует четкого определения показателей готовности детей к обучению в школе;
– методический, касающийся требований к организации диагностирования;
– инструментальный, определяющий диагностические методики.
Большое количество исследований затрудняет воспитателей в выборе критериев готовности детей к школе. Кроме того, методики обследования детей предназначены чаще всего для психологов. Мы предлагаем интегрировать усилия педагогов, психологов, медиков и других работников ДОУ в осуществлении системной диагностики, направленной на создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка.
Учитывая имеющиеся разработки, мы определяем следующие критерии развития детей и готовности их к обучению в школе:
– состояние физического развития (крупная и мелкая моторика);
– развитие произвольности поведения;
– психическая готовность (сформированность психических процессов, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) и как следствие наличие необходимого объема программных знаний и умений;
– социально-нравственная готовность (сформированность нравственных качеств, отношение к окружающим людям, сформированность самооценки);
– мотивационная готовность;
– сформированность игровой деятельности.
Мы предлагаем рассматривать диагностическую культуру воспитателей ДОУ как интегративную характеристику. Она включает мотивацию, знания, умения и творческие способности, позволяющие на достаточно высоком уровне оценивать и прогнозировать психолого-педагогические условия для оптимального развития личности ребенка в процессе его подготовки к школе. Диагностическая культура также помогает оценивать эффективность педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
Интегральный подход позволил определить следующие критерии диагностической культуры:
– наличие знаний в области психолого-педагогической диагностики
(I уровень – низкий);
– умение применять эти знания в типичной или частично измененной
ситуации (II уровень – средний);
– синтез знаний, умений и творческих способностей, позволяющий эффективно осуществлять психолого-педагогическое диагностирование и прогнозировать условия для оптимального развития личности каждого ребенка (III уровень – высокий).
Существуют возможности развития диагностической культуры воспитателей ДОУ при соблюдении следующих условий:
1) обеспечение мотивации воспитателей к овладению системой психолого-педагогической диагностики;
2) реализация спецкурса по системной диагностике с использованием продуктивных методов и форм работы со слушателями и разнообразных средств повышения активности воспитателей в ходе освоения программы курса;
3) содействие применению полученных знаний в различных ситуациях педагогической деятельности.

Поделиться:

Оставить комментарий