Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Опыт работы: «Игры и упражнения для профилактики и предупреждения дисграфии»
Post Icon

Опыт работы: «Игры и упражнения для профилактики и предупреждения дисграфии»

Автор: Мустафина Зульфия Афлаховна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 6 «Солнышко» г. Дюртюли

"Письменная речь не есть простой перевод

устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть

просто усвоение техники письма".

Л.С.Выготский

Профилактика дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией. Потенциальными «дисграфиками» являются дети, у которых в дошкольном возрасте выявляются различные виды речевых недоразвитий.

Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в школу испытывает большие трудности в обучении.

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Как отмечает Т.Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Игры и упражнения для профилактики и предупреждения дисграфии» чрезвычайно актуальной и своевременной.

Цель работы: разработать качественно новый подход в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

1. Обновить и модернизировать с учетом современных требований образовательно-игровую среду, способствующую развитию всех компонентов речи.

2. Разработать и оптимизировать современные методы работы в преодолении речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Реализовать целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционно-образовательном процессе.

Реализация этих задач объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всей комплексно-образовательной деятельности.

Важным моментом при подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все 5 структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

Поскольку единой классификации дисграфии не существует, были взяты за основу наиболее общепризнанные ее формы, чаще всего встречающиеся в практике логопедической работы. А именно: акустическая и артикуляторно – акустическая дисграфия, дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.

С учетом данной классификации мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии: «Расскажи ,что я делаю», «Назови слова», «Назови братца», «Звуковое лото», «Скажи как я», «Эхо», «Объяснялочки», «Что звучит?», «Где мяукает котенок», «Звонкий- глухой».

2. Дидактические игры направленные на устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Измени слово», «Хлопочки», «Фонематика», «Цветочки», «Звуковая линейка», «Цепочка изменений», «Строители», «Подбери словечко», «Волшебники»

3. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Построй башни», «Найди фрагменты изображения», «Что пропало? », «Повтори рисунок по клеточкам». «Из чего сделан», «Ластик», «Путаница», «Разгляди буквы», «Подбери букву», «Техники»

4. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Магазин», «Мы считаем», «Один-два-пять», «Ложки и стаканы», «Большой-маленький», «Котенок», «Из чего сделан», «Скажи правильно», «Где стоит машина», «Закончи предложение».

Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Для этого дошкольникам 5-6-летнего возраста в игровой форме можно предложить следующие задания:

Сложить картинку из 2-4-6-8 частей;

Выложить фигуры из палочек по образцу и по памяти;

Виды зрительных диктантов (запомнить кол-во и последовательность);

Найти ранее предъявляемые картинки;

Воспроизведение предложенных движений в заданной последовательности;

Работа с клеточной бумагой и точками и т.д…

Задания для детей, знающих буквы: (найти отличие и сходство; составить буквы из элементов из узнаваемого на ощупь материала; конструирование букв; лепка букв из пластилина).

Таким образом, задания позволяют научить «руку слышать глаз». Все эти задания выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание при помощи определенных средств.

Для эффективности логопедической работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьей, ведь в семье, где все ее члены заинтересованы в успехе и развитии ребенка, результат появляется значительно быстрее. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью разнообразных форм работы: групповые родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, игротеки, открытые занятия, которые являются более привлекательными для родителей, оказывают практическую помощь в решении возникающих проблем, развивают дух плодотворного сотрудничества.

Приоритетное место отводится индивидуальной деятельности, направленной на полное раскрытие возможностей каждого ребенка, т.к. индивидуальная работа имеет несомненное преимущество, прежде всего потому, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, т.к наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляцией активности родителей.

В связи с этим были подготовлены консультации для родителей:

- Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

- Ранняя профилактика дисграфии

Успешность работы по предупреждению нарушения письма зависит также от совместной работы всех специалистов детского учреждения, занимающихся с ребенком.

Таким образом, целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является основным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Применение качественно нового подхода в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, создает все условия для преодоления речевых дефектов и формирует у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Поделиться:

Оставить комментарий