Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Опыт работы музыкальных руководителей МБДОУ «ЦРР – детский сад № 64» г. Владимира по использованию ИКТ в музыкальной деятельности с детьми, родителями, педагогами
Post Icon

Опыт работы музыкальных руководителей МБДОУ «ЦРР – детский сад № 64» г. Владимира по использованию ИКТ в музыкальной деятельности с детьми, родителями, педагогами

Автор: Полежаева Галина Вячеславовна, Салахетдинова Рамзия Фасхиевна, музыкальные руководители МБДОУ «ЦРР – детский сад № 64» г. Владимира

Каждый педагог основывается в своей деятельности на потребности современного общества, в котором процесс развития и воспитания детей должен осуществляться с помощью инновационных технологий и с учетом индивидуальных особенностей и творческого потенциала дошкольников.
Каждый музыкальный руководитель, исходя из своего опыта, старается сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, увлекательной и насыщенной, т. е. материал должен быть с элементами неожиданного и вызывать у детей интерес, повышая мотивацию к учебному процессу.
СЛАЙД 1
Современное общественное развитие основывается на расширении информационного пространства.
Использование информационно - коммуникационных технологий в образовании – это необходимость, продиктованная требованиями времени. В новый мир инновационных технологий ребенка сопровождает грамотный педагог.
СЛАЙД 2
В настоящее время для повышения качества образования, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей в России происходит модернизация системы образования.
В соответствии с Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 года дошкольное образование становится первой обязательной ступенью общего образования.
С 01.09.2013 года вступил в силу новый федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
17.10.2013г. в Министерстве образования и науки России был издан приказ №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который нацелен на личностно ориентированный подход к каждому ребенку и ориентирован не только на компетенции, но на развитие совокупности
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Сейчас процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Широко используется тестирование в различных направлениях.
Чтобы добиться этих целей мы в своей деятельности опираемся на следующие технологии.
СЛАЙД 3
Технологии в музыкальном развитии дошкольников.
Использование различных технологий в музыкальном воспитании всегда предполагает их взаимопроникновение, так как вся образовательная деятельность в музыкальном воспитании интегративна во всех видах.
Технология формирования музыкальной культуры дошкольников.
Игровая технология исполнительских умений.
Технология развития творческих способностей.
Использование информационно-коммуникативной технологии позволяет эффективно развивать все виды восприятия у детей: зрительное, слуховое, чувственное, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную.
Цель – приобщение детей к различным видам музыкальной деятельности средствами ИКТ.

СЛАЙД 4
Планируемые результаты введения инновационных технологий.
Формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребенка к следующей ступени образовательного процесса, т.е. к школе.

Развитие творческого мышления и воображения.
Использование информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в перспективе:
повышает мотивацию к познанию, расширяются возможности для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и, как итог в будущем, гармоничного развития личности ребёнка в целом.
значительно расширяют в деятельности музыкального руководителя понятийный ряд музыкальных тем, делают доступным и понятным детям специфику восприятия крупных музыкальных форм, (балетов, опер), развивает тембровый слух (презентации по различным видам оркестров).

Создание положительной атмосферы сотрудничества ребенка и взрослого.
При организации педагогом и родителями ИКТ игр создается положительная атмосфера сотрудничества. В подобных играх активизируется восприятие не только через слуховые, но и зрительные анализаторы, появляется возможность реализовать идею индивидуализации развития детей.

Слайд 5
Использование ИКТ во всех видах музыкальной деятельности.
Незабываемое впечатление оставляют у детей в процессе всех видов музыкальной деятельности и видеофрагменты, и слайд шоу, и тематические презентации.
В индивидуальной работе с воспитателями и детьми часто пользуемся электронной почтой, диктофонными записями.
Все это повышает у ребенка мотивацию к музыкальной деятельности, развивает воображение и творческие способности. У детей проявляется познавательная инициатива, появляется возможность к самореализации.

Слайд 6
Виды непосредственно образовательной музыкальной деятельности
Процесс музыкальной НОД основан на сочетании традиционных методик развития и современных информационных технологий.
Представляем следующие фото.
Восприятие
Пение, песенное творчество
Музыкально - ритмическая деятельность
Игра на детских музыкальных инструментах
Музыкально - игровое творчество

СЛАЙД 7
Использование ИКТ в НОД «МУЗЫКА»
Активизация музыкального восприятия у детей является основополагающим в формировании музыкальной культуры дошкольников.
Наиболее обогащают впечатления дошкольников:
слайды,
мультимедийные презентации о композиторе, эпохе,
видео балетов
«Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского,
«Золушка» С.С. Прокофьева,
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Н.П. Бородина;
опер
«Мойдодыр» Ю. Левитина,
«Три медведя» М. Мееровича,
фрагменты из опер «Иван Сусанин» М.И. Глинки,
«Борис Годунов» М.П. Мусоргского сцена коронации;

музыкальных мультфильмов
Музыкальные мультфильмы режиссера мультипликатора
И. А. Ковалевской
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
«Прогулка» (С.Прокофьев «Детская музыка»)
«Гномы и горный король» (Э.Григ)
«Танцы кукол» (Д.Шостакович)
«Детский альбом» (П.Чайковский)
«Камаринская» (Симфоническая поэма М.Глинки)
«Картинки с выставки» (М. Мусоргский)
«Русские напевы» (русские народные песни)
МУЛЬТМЮЗИКЛ
«Бременские музыканты» (Г.Гладков)
«По следам бременских музыкантов» (Г.Гладков)
«Однажды утром» (В.Шаинский песня «Мир похож на цветной луг»)
«Как львенок и черепаха пели песенку» (Г.Гладков)
«Приключения кузнечика Кузи» (Ю. Антонов)
«Катерок» (В.Шаинский песня «Чунга-чанга»)

Музыкальные мультфильмы режиссера мультипликатора
И.П. Иванова - Вано
ДЕТСКАЯ ОПЕРА
«Снегурочка» (Н.Римский Корсаков)
«Мойдодыр» (Ю.Левитин)
«Три медведя» (М.А. Мееровича, режиссер А. Зябликова)
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
«Времена года» (П.Чайковский)
«Сеча при Керженце» (Н.Римский Корсаков, совместно с режиссером Ю.Норштейном)
«Сказка о царе Салтане» (Н.Римский Корсаков совместно с режиссером Л.Мильчиным)

виртуальные посещения концертных залов.
С особым интересом дошкольники смотрят
выступления участников телевизионного конкурса «Щелкунчик»,
роскошные концерты Венского филармонического оркестра,
выступления народного оркестра имени Осипова.
Мы выбираем отрывки, где ярко показаны солирующие инструменты, различные инструментальные группы. Это позволяет детям выделять и узнавать тембры музыкальных инструментов при слушании.

СЛАЙД 8
Использование ИКТ в НОД «МУЗЫКА»
Презентации, слайд шоу - о Родине, армии, маме…усиливают эмоциональность исполнения вокально – хоровых произведений.
При работе над звукоизвлечением, дыханием используем видео – материалы исполнения профессиональных певцов (Анны Нетребко, Дмитрия Хворостовского…), наибольший отклик получают исполнения детей.
Активизируем детей в работе над интонационной выразительностью видео – материалами с элементами анимации (по музыкальной лесенке двигаются котята, птенчики, зайчики).

В совершенствовании двигательных умений так же используем
видео – материалы исполнения профессиональных танцоров. Наибольший отклик получают детские исполнения, или свои собственные выступления.

Очень нравится детям перестроения, задания на развитие пространственной ориентации, когда они видят схему и последовательность действий на экране.

Для развития тембрового и звуковысотного слуха используем
ИКТ игры:
«Определи по звуку», «Раздели на группы», «Найди лишний инструмент»
«Определи высоту звучания», «Чем отличаются инструменты» (группы ударные, духовые, струнные),

видео – материалы игр со звучащими жестами,
видео – материалы с элементами анимации -
дети играют в оркестре по музыкальной схеме или партитуре, аккомпанируют звучанию музыки под руководством «дирижера».

В формировании и развитии творческих способностей
слайды, видео фрагменты способствуют большему погружению в данную эмоциональную ситуацию, а также могут быть элементом декорации и звукового фона.
Таким образом, информационные технологии включаются во все виды музыкальной деятельности для повышения мотивации, развития эмоциональности, любознательности, обогащения знаний о музыке и музыкантах на доступном материале.
Воспитатели, используя наши презентации, способствуют закреплению полученных знаний. Используя диктофонные записи, могут петь и танцевать с детьми в группе.
СЛАЙД 9
Применение ИКТ в деятельности муз руководителя
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (консультант-эксперт по ТРИЗ, основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры»)
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.
Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом.
Умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять: создание презентаций, наглядных пособий, тематических слайд-шоу…
СЛАЙД 10
Применение ИКТ в деятельности музыкального руководителя
Работа с интернет ресурсами
www.muz-urok.ru/index.htm- игры,программы - для обучения и развития музыкальных навыков
www.muzzal.ru- все о шедеврах классической музыки
www.intoclassics.net - погружение в классику
www.music-fantasy.ru - музыкальные фантазии
www.nsportal.ru -социальная сеть работников образования
www.doshcolnik.ru - сайт для педагогов и родителей
www.maam.ru - международный образовательный портал
http://www.musical-sad.ru/index/0-2
http://mults.info/mults/ - каталог мультфильмов
http://festival.1september.ru - презентации об оркестрах
http://babymusic.com - персональный сайт музыкального руководителя
http://muzikalkairk.ucoz.ru - классическая музыка в мультфильмах
СЛАЙД 11
Применение ИКТ в деятельности музыкального руководителя
Документация и практические материалы, используемые в работе музыкального руководителя.
ИКТ в деятельности музыкального руководителя по трем направлениям: работа с детьми, педагогическая копилка, взаимодействие с коллегами и родителями.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
папки с практическим музыкальным и литературным материалом,
презентации
о России, о Российской Армии, День Победы, о любимой маме, об инструментах симфонического, духового и народного оркестров, о народных костюмах, природа по временам года…
тематические музыкальные диски
с песенным или танцевальным материалом
балеты
«Щелкунчик» П.И. Чайковский, «Лебединое озеро» П.И. Чайковский, «Спящая красавица» П.И. Чайковский, «Золушка» С.С. Прокофьев
оперы
«Иван Сусанин» М.И. Глинка, «Князь Игорь» А.П. Бородин - фрагменты
мультфильмы – оперы
«Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков, «Три медведя» М.А. Меерович,
«Мойдодыр» М. Левитин, «Волк и семеро козлят на новый лад» М. Дунаевский…
мультфильмы
по произведениям композиторов - классиков «Детский альбом» П.И. Чайковский, «Камаринская» М.И. Глинка,
«Картинки с выставки» М.П.Мусоргский, «Петя и волк» С.С. Прокофьев
видео концертов
профессиональных певцов, танцоров и выступления детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
где систематизируется и накапливается практический материал и
документация музыкального руководителя
групповые перспективные (по блокам) и календарные планы.
мониторинг музыкального развития детей
сценарии и развлечения по темам
День знаний, Осень, День рождения детского сада, День музыки, День России, Новый год, День защитников Отечества, 8 марта, Масленица, День смеха, Народные игры и забавы, День победы , Выпускной, Зеленый огонек…
музыкальные сказки и драматизации литературных произведений
«Муха - цокотуха», «Москвичок» М. Красев, «Игрушки» О. Девочкина,
«В сказочном лесу» Д.Б. Кабалевский, авторские сказки «Как слоненок мечтал стать пожарным», «Репка на новый лад»...
наши издания 2 книжки, диск
СМИ о нас и о наших воспитанниках
выступления
на методических объединениях, курсах, конкурсах
схемы
циклограммы, расписания

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
консультации
«Влияние ритмов различных видов музыки на здоровье человека»,
«Эффект Моцарта»…
ИКТ-игры
«Музыкальные инструменты», «Времена года»…
анкеты
для родителей и воспитателей

СЛАЙД 12
Применение ИКТ в деятельности музыкального руководителя
Систематизация педагогического опыта.
В 2011 году мы участвовали в региональном конкурсе портфолио педагогов (https://sites.google.com/site/ds64vladimir/home/pedagogiceskij-kollektiv/muzykanty/portfolio-polezaeva, https://sites.google.com/site/ds64vladimir/home/pedagogiceskij-kollektiv/muzykanty/portfolio-salahetdinova ), отмечены грамотой за дружбу и взаимовыручку, внесены в реестр портфолио на Владимирском образовательном портале (http://www.edu.wladimir.ru/ ).
СЛАЙД 13
Применение ИКТ в деятельности музыкального руководителя
Взаимосвязь с коллегами и родителями воспитанников
Осуществляем через наш интернет - блог «Музыкальное развитие дошкольников» (http://musicdou64.blogspot.ru/ ), где отражаем все, проводимые нами мероприятия, и сайт нашего детского сада.
Родителям рекомендуем музыкальные диски с играми, логическими музыкальными заданиями для развития индивидуальных особенностей детей, закрепления знаний, развития тактильных ощущений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.
Надо всегда помнить, что использование ИКТ в музыкальном воспитании детей – это просто техническое средство для реализации педагогических целей и задач. В первую очередь непосредственное общение ребенка и музыкального руководителя создаёт необходимую платформу для всестороннего развития личности дошкольника.

Список используемых ресурсов
Комарова Т.С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т.С. Комарова – М., 2011
Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www.pedsovet.org
Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ №12 г. Новочеркасск «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ»
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/10/prezentatsiya-priobshchenie-detey-k-muzykalnomu-iskusstvu-posredstvom
Швалева Ж.Б. Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 г. Санкт – Петербург «Использование информационно – коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6296-2014-10-30-19-42-22.pdf

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий