Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Опыт работы «Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности»
Post Icon

Опыт работы «Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности»

Автор: Джамиева Марта Магидиновна, МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Рябинка" г. Лангепас

IMG_20150921_173122.jpg
Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

Г. Попова

Ведущая деятельность дошкольников — игровая. У детей с проблемами в развитии речи, часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.

Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей я стараюсь уделять особое внимание театрализации сказок.

Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для де​тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго​гики и психологии связанные с:

​ художественным образованием и воспитанием детей;

​ формированием эстетического вкуса;

​ нравственным воспитанием;

​ развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

​ созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжен​ности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.

Театрализованная деятельность развивает речь ребенка, его личность, прививает устойчивый интерес к книге как источнику культуры и информации, театру, активизирует мыслительное и речевое творчество, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

При планировании театрализованной деятельности изучаю различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков. Учитываю возрастные и психофизические особенности детей, составляю перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учу отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами. Подбираю различные театрализованные этюды, упражнения, дидактические игры и литературный материал.

Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираю игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, ее интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов — скороговорки и другой речевой материал. В работе использую нестандартные формы организации работы, как вечера развлечений с использованием театра тантомаресок, представления перчаточных кукол- петрушек, игры-драматизации, театрализованные игры с использованием фланелеграфа, теневого театра, пальчикового театра кукол бибабо, театра игрушек, кукольные спектакли и инсценировки, основанные на творчестве и импровизации детей, делающие процесс художественно-эстетического воспитания не только познавательным, но, несомненно, более интересным, эмоциональным, что дает возможность развивать их координацию движений, речь.

При работе по развитию связной речи и расширению активного словаря стараюсь использовать описательные рассказы («Домашние животные» - происхождение, семья, жилье, питание, польза), рассказы по картине и серии картин ( «В лесу», «Осень наступила»), пересказы знакомого текста. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использую рассказы и сказки без начала и конца, с незавершенным действием, с отсутствующим действующим лицом. Вся работа строится так, что через игровые занятия обогащается словарь детей, совершенствуется грамматический строй речи, улучшается связная речь. Одновременно идет работа над интонационной выразительностью, ее темпом и развитием звукопроизношения. Ежемесячно организую углубленную деятельность по содержанию одного литературного произведения.

За тем достигая положительных результатов в речевом развитии, через театрализованные игры перехожу к театрализации сказки. Для этого сначала отбираю произведение, доступное восприятию детей.

В предварительной работе использую поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, различные виды театров, видео- и аудиоматериалы.(Рассматривание иллюстраций книжки «Кошкин дом» обыгрывание потешки; обыгрывание отрывка сказки «Колобок» используя теневой театр).

Дети знакомятся со сценарием , сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно работаю над смысловым содержанием пословиц и поговорок. В работе часто прибегаю к помощи ТСО знакомлю детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учу достоверному изображению персонажей.

Затем приступаю к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля. Для самоконтроля над мимикой и жестами использую зеркала. Ни одна подготовка к спектаклю не обходится без работы над коррекцией всех сторон речевого развития. Инсценировка сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Создавая игровую мотивацию, в театрализованную деятельность вовлекаю всех детей, даже малоактивных и плохо говорящих. Учу их выбирать главную роль. В содержание непосредственно-образовательной деятельности включаю небольшие упражнения и игры, в которых ста​новлюсь наблюдателем. Предоставляю детям возможность проявить инициативу в ор​ганизации театрализованных игр, в выборе сюжета и его разыгрывании. Так же включаю музыкальное сопровожде​ние с целью приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности.

Одновременно особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Отвожу место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подбираю игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, магнитные, перчаточные театры, би-ба-бо. Совместно с родителями приобретаем и изготовляем маски, шапочки, набор кукол для разыгрывания сценок, костюмы и другие атрибуты, которые .развивают личность ребенка и являются источником его индивидуальных знаний и социального опыта, Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе и т. д.; набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски и т.д.), обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

При создании предметно-пространственной среды, я учитываю:

​ индивидуальные социально-психологические особенности детей;

​ особенности их эмоционально-личностного развития;

​ интересы, склонности, предпочтения и потребно​сти;

​ любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

​ возрастные и полоролевые особенности.

Для удобства использования материала в практической деятельности детей имеющийся материал в уголке Театра разделен:

•​ в первый раздел включены: художественная литература (книжки), картинки для составления описательных рассказов, картотека игр;

•​ во втором разделе представлены: настольный, теневой, перчаточный, пальчиковый театр, куклы бибабо, музыкальные инструменты, «Костюмерная».

Благодаря проведенной работе дети стали активными в общении, речь стала более выразительной, грамотной, научились отвечать на вопросы полными ответами, последовательно выражать свои мысли. Они начали использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Список использованных источников.

Гнедова О.Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 – стр. 3-7.

Маханева М. Д. Театрализованная деятельность в саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2003 – стр. 6-9.

Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009 3-7.

Поделиться:

Оставить комментарий