Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад № 64» г. Владимира «Метод проектов как форма повышения творческого потенциала педагогических работников ДОУ»
Post Icon

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад № 64» г. Владимира «Метод проектов как форма повышения творческого потенциала педагогических работников ДОУ»

Автор: Болышева Нина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 64» г. Владимира

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, обеспечивающий условие для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.
Воспитатель детского сада – это человек, воплощающий собой мир взрослых. Творческая ориентированность педагога позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.
Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагога напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовности к обучению в школе и к жизни.
К сожалению, в образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к процессу усвоения той или иной программы.
Обучение носит репродуктивный характер, сводится к заключению и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий.
А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Поэтому развитие творческих способностей является одним из важнейших звеньев современного образования как детей, так и педагогов.
Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для роста творческого потенциала дошкольников.
Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего его деятельность. С помощью взрослого ребенок быстрее накапливает опыт путем обогащения и уточнения, что является необходимым условием развития творческого мышления, вырабатывает умение создавать новые образы разными способами.
Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность и повышения творческого компонента в нашем детском саду стал метод проектов. Важно помнить, что метод проектов это не самоцель.
Участие в проектах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся, творческой личности. Главные концептуальные положения, в соответствии с которыми мы организуем проектную деятельность, - высокий профессионализм, продуктивность, творчество педагогов.
При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований.
Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значимым для его участников.
Во-вторых, поставленная детьми проблема, должна исследоваться в определенной последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных знаний; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.
Для того, чтобы работу по методу проектов осознали и приняли педагоги необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в следующем:
знакомство педагогов с теорией «Метода проектов» в педагогике Джона Дьюи;
изучение опыта работы по внедрению метода проектов в практическую деятельность из методической литературы;
разработка и апробация технологии проектной деятельности по этапам;
практические занятия по разработке предлагаемых проектов для детей;
организация и проведение проектной деятельности в группах.
При ознакомлении с «методом проектов» у воспитателя возникает вопрос о соответствии его содержания возрастным возможностям детей. Изучив теоретические аспекты проектной деятельности, воспитатель находит много плюсов:
сочетание интересов детей и педагога;
дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности;
цели детей и взрослых совпадают;
педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
Мотивация поведения метода проектов в МДОУ постепенно изменилась. В начале педагоги стремились донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у детей интереса к предлагаемой теме. Постепенно, все глубже вникая в методическую и содержательную суть проекта, педагоги становятся организаторами исследовательской деятельности детей, генераторами развития их творческого потенциала.
По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению различных источников информации, помощник в вопросах планирования и реализации идей и т.д.
Организация и проведение метода проектов осуществляется в МДОУ в разных формах. Участие могут принять все группы детского сада, или только дети определенного возраста, или только одна группа. Это зависит от интересов детей, их желания или решения проблемы, которая возникла в жизни группы детей или детского сада.
Некоторые проекты рассчитаны на значительный отрезок времени (один-два месяца), некоторые – кратковременные (1-2 недели).
Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации.
Проектный метод, используемый в работе с детьми, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследователь-скую деятельность.
Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Организация проектной деятельности приучает воспитателей к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивает инициативу.
Старшим воспитателем вместе с инициативной группой была апробирована технология проектной деятельности по этапам.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий