Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО
Post Icon

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО

Автор: Харазова Гулия Кагармановна, старший воспитатель МБДОУ Асекеевский детский сад №1, село Асекеево.

Организация развивающей  предметно-пространственной

среды ДОО в период введения ФГОС ДО

Актуальность.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исходя из этого в МБДОУ Асекеевский детский №1 был разработан проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО»

Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
  2. организовать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  3. создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
  4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
  5. приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды(по В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2013-2015г.г.

Обеспечение проекта:

- материально-техническое;

- учебно-методическое;

- информационное.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
  2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
  3. развивающая предметно-пространственная среда организованна с учетом гендерных особенностей воспитанников;
  4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

 

 

Рабочий план реализации проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО»

Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. Заведующий ДОО, старший воспитатель Сентябрь-октябрь,2013
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»( под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморовой, М.А. Васильевой, 2010) и Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов,
В.А. Петровский, 1989 г.)
Заведующий ДОУ, старший воспитатель Ноябрь , 2013
Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели Декабрь, 2013
Разработка проекта «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО»

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Старший воспитатель Январь, 2014
Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Старший воспитатель, воспитатели Февраль,2014
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Старший воспитатель, воспитатели Март, 2014
Отбор лучших разработок для внедрения и публикации. Старший воспитатель, воспитатели Март,2014
Деятельностный этап
Обучающий семинар для педагогов ДОО по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду" Старший воспитатель Апрель,2014
Консультации на темы:

  • "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";
  • "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";
  • "Организация декоративно-оформительской работы"
  • «Особенности работы педагогов по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»

 

Старший воспитатель, воспитатели Апрель – май, 2014
Анкетирование педагогов и родителей: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности Старший воспитатель Июнь, 2014
Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) Старший воспитатель Август, 2014
Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?" Старший воспитатель Сентябрь, 2014
Педагогическое просвещение родителей в вопросах гендерного подхода в воспитании детей Воспитатели Сентябрь, 2014
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий и т.д. Заведующий ДОУ, старший воспитатель, родители Сентябрь-ноябрь,2014
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды
Воспитатели Октябрь,2014
Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей.
Педагогический коллектив В течение всего срока
Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО Воспитатели Сентябрь-ноябрь, 2014
Проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, сенсомоторного развития, природы, краеведения. Заведующий ДОУ, старший воспитатель Сентябрь– май, 2014-2015
Декоративное оформление коридоров и детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений. Старший воспитатель, воспитатели В течение всего срока
Заключительный этап
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель Май, 2015
Итоговая презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО»: на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах. Старший воспитатель, воспитатели Июнь, 2015
Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы. Старший воспитатель Июнь, 2015

 

Нормативно-правовая база проекта

  1. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
  8. Устав ДОУ
  9. Годовой план работы ДОУ
  10. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

 

Список литературы:

  1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
  2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
  3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
  4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
  5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  6. ФГОС ДО
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
  8. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
  9. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ.-  Центр педагогического образования, 2008-96с.
  10. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.
  11. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.
  12. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.

 

Поделиться:

Оставить комментарий