Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Осенняя встреча с феей Музыки
Post Icon

Осенняя встреча с феей Музыки

Автор: Фатхуллина Гульфия Анваровна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МБДОУ №33 «Колобок»

Цель: Содействовать формированию музыкальной культуры детей подготовительной к школе групп. Обогащать опыт восприятия классической национальной музыки.
Задачи:
1. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыкальных произведений С.Сайдашева, Р.Яхина
2. Познакомить с названиями нот и их месторасположением на нотном стане.
3. Активизировать словарь детей музыкальными терминами: соло, дуэт, трио, минор.
4. Обогащать знания детей об инструментах симфонического оркестра.
5. Продолжить работу над формированием певческих навыков детей.
6. Развивать творческие способности, воображение и способность к различным видам импровизации.
7. Воспитывать у детей уважение к музыкальной культуре русского и татарского народов.
Методическое оснащение и оборудование.
Дидактические средства: нотный стан, нотки разного цвета (7штук), муз -дидактические игры: «Венок дружбы», «Музыкальные инструменты»; столик с детскими музыкальными и шумовыми инструментами, музыкальный уголок.
Раздаточный материал: осенние листочки для работы над дыханием.
ТСО: музыкальный центр, проектор, ноутбук, диски.
Мотивация: фея Музыки обращается к детям с просьбой помочь собрать рассыпавшиеся нотки (мотив личной заинтересованности).
Предварительная работа.
Чтение стихотворений об осени, разучивание стихотворения Г. Тукая «Осень» в переводе А. Ахматовой.
Изготовление музыкально-дидактической игры «Осенние листочки».
Знакомство детей с нотным станом и скрипичным ключом.
Подбор художественно-иллюстрационного материала из интернета.
Разработка видеоматериала к слушанию произведения Р.М. Яхина «Осень» из цикла «Картинки природы».
Разучивание скороговорок, песни, попевок.
Знакомство с творчеством и произведениями Р.М. Яхина.
Проведены занятия по темам: «Шумы и музыкальные звуки», «Выразительные средства в музыке» и «Музыкальные инструменты».
Методика проведения.
Дети входят под муз «Вальса» С. Сайдашева, встают в круг.
Воспит. Ребята! Вы вошли в музыкальный зал и музыка приветствовала вас. Давайте и мы скажем музык «Здравствуй, музыка».
Музыкальное приветствие «Здравствуй, музыка» музыка М. Лазарева.
Письмо Феи Музыки: «Здравствуйте, ребята! Я-фея Музыки! Злая волшебница Скрипунья разбросала мои нотки! Помогите мне найти их, иначе музыка исчезнет навсегда, все станет унылым, скучным… Помогите, пожалуйста».
Воспит. Ребята, а может быть можно прожить без музыки, вы как думаете? (Ответы детей).
Ребята, мы поможем найти и собрать нотки феи Музыки? (Ответы детей). Ну что, пора отправляться на поиски нот. (Обращает внимание на веночки).
А вот и первое задание, которое приготовила злая колдунья. Надо отгадать: музыка какого народа звучит, надеть соответствующий венок и показать танцевальное движение данного народа.
Музыкально-дидактическая игра «Венок дружбы»
Звучат музыкальные фрагменты русской и татарской танцевальных мелодий.
Раздается звук нотки «До».
Воспит. Ребята, посмотрите, а вот и зазвучала первая нотка. Значит, мы справились с заданием. Молодцы!
Муз.рук. Это нотка «До» и располагается она на добавочной линейке под нотным станом.
Закрепляет нотку До на нотном стане.
Воспит. А где еще могут быть нотки? Конечно, в музыке, я предлагаю сесть удобно на ковер, вспомнить, как мы слушаем музыку, послушать и посмотреть осенние картины природы.
Дети садятся на коврик, смотрят и слушают фрагмент видео клипа на муз. «Осень» из цикла «Картинки природы» муз. Р. Яхина
Воспит. Друзья, уже осень к нам в гости пришла,
Придет и зима, пышной шубой бела.
Уж начали птицы от нас улетать,
Чтоб в дальних и теплых краях зимовать…
Муз.рук. Ребята, вы узнали эту музыку? Как называется это произведение? Кто композитор этого произведения? (Ответы детей).
О чем рассказала эта музыка? Что вы услышали в ней? (Ответы детей).
Какая это музыка по характеру? (Ответы детей). А можно еще сказать: минорная, задушевная, задумчивая. Повторите (активизация словаря детей).
Да, осень бывает разная: щедрая и хмурая, золотая, разноцветная и дождливая, грустная и веселая, но всегда любимая!
Ребята, а как вы думаете, мы можем украсить это музыкальное произведение? А как? (Ответы детей). Конечно, игрой на детских музыкальных инструментах. Но сначала вспомним, как называется одновременное звучание разных инструментов? (Ответы детей). Какие знаете виды оркестров?
Дети: Духовой, шумовой, струнный, симфонический.
Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Муз-дид. игра «Музыкальные инструменты»
На столике лежат карточки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра, дети слушают звучание инструментов, отгадывают, показывают, называют инструменты групп: струнно-смычковых, духовых, ударных.
Молодцы, вы правильно отгадали музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Доносится «звук нотки ре.
М.Р. А вот и нотка Ре, сейчас я ее поставлю под первую линеечку.
Воспит. Давайте, мы тоже создадим свой оркестр и исполним вместе пьесу Р. Яхина «Осень». Посмотрите, на столиках лежат шумовые и музыкальные инструменты. Вам нужно выбрать те, которые смогут украсить музыку. Девочки выбирайте. Почему ты выбрала колокольчик? Почему ты выбрал этот инструмент? Внимательно слушайте музыку попробуйте передать настроение музыки в движениях и игре на инструменте.
Импровизация на тему «Осень» (из цикла «Картинки природы») Р.Яхина.
Молодцы! Мне очень понравился наш замечательный оркестр. Я не только услышала, но и увидела осеннюю картину. (Пока дети кладут инструменты)
Доносится звук нотки - Ми.
Воспит. Смотрите у меня еще одна нотка. Нота Ми, ее место на первой линеечке.
Дети садятся на стульчики.
А где еще вы слышите музыкальные звуки? Конечно, в песенках, попевках. Но прежде чем петь пени, мы должны подготовить наш голос к пению. Покажите, какое дыхание должно быть при пении: ручку - на животик, вдох- носиком, плечики не поднимаем.
Достали наши осенние листочки и учимся дуть на последние листочки так, чтобы листик летал, как можно дольше.
Упражнение «Осенние листочки».
Хорошо подготовили дыхание, а теперь сделаем гимнастику для губ, рта, язычка. А поможет нам тоже музыка Рустама Яхина.
Артикуляционная гимнастика: «пятачок- буратинка», «лошадки», «конфетка» («Юмореска» муз. Р. Яхина).
Звук-Фа.
М.Р. «Достаем» наши очаровательные улыбки и распеваемся!
Ребята, сейчас мы спели попевку «Милая Осень», мы пели одновременно, все вместе. Адель, как мы исполнили эту попевку? (хором).
М.Р. Правильно. Лейсан и Азалия исполнят эту попевку.
М.Р. Спасибо. Ребята, Лейсан и Азалия пели вдвоем, как называется ансамбль, состоящий из 2 человек? (дуэт).
М.Р. А сейчас Лейсан и Азалии присоединится Эмиль, спойте пожалуйста втроем попевку. Как называется ансамбль, состоящий из 3 человек? (трио).
Попевка «Милая осень».
Нотка Соль.
М.Р. Вспомним, какие бывают музыкальные звуки? (музыкальные и шумовые, длинные-короткие, громкие-тихие, высокие, средние и низкие). Молодцы, сейчас поиграем в высокие и низкие звуки, расскажем про жука. Тянем гласные, высокие звуки на улыбочке, а низкие - так, как будто у нас во рту горячая картошка.
Упражнение на расширение звуковысотного диапазона «Жук».
Нотка Ля.
М.Р. Вот и нотка ля нашлась. Ребята, в нотной азбуке семь нот, нам осталось найти еще одну, последнюю. Может она спряталась в музыкальной загадке? Послушайте и угадайте, какую песню мы будем исполнять?
Правильно, песня называется «Ах, какая осень». Какая песня по характеру? (Веселая, звонкая, легкая, задорная). Поем в быстром темпе. но напевно. Начинаем с 3 куплета, поем в медленном темпе, без аккомпанемента, только мелодию песни (окончания, четкое проговаривание слов, движение мелодии). А теперь споем всю песню: 1 - по цепочке, припев- все вместе, хором. Кто хочет спеть 2 куплет? 3поем хором.
Песня «Ах, какая осень»
Нотка СИ.
М.Р. Вот мы и собрали все 7 нот. Давайте споем их.
Фея Музыки (Аудиозапись). Как здорово, ребята, что нашлись все нотки. теперь я смогу и петь, и танцевать. А вам хочу подарить свой любимый парный танец.
«Парный танец»
Воспит. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чем же нас удивила эта музыкальная история? (ответы детей). Совершенно верно, мы сегодня исполняли песню “Ах, какая Осень”, слушали произведение Р.Яхина «Осень» из цикла «Картинки природы» и сами музицировали, играли, танцевали, помогли фее Музыки собрать 7 нот и сами познакомились с ними.
Кто от сегодняшнего занятия испытал радость от общения с музыкой подойдите и возьмите желтые шары. Кто удивление - возьмите красный шарик, а кто испытал удовольствие от занятия - зеленый (синий) шарик.
А теперь скажем музыке и нашим гостям: «До свидания» и пригласим их еще к нам в гости.
Дети прощаются с гостями и под музыку выходят из зала.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий