Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Основные башкирские народные праздники
Post Icon

Основные башкирские народные праздники

Автор: музыкальный руководитель, Идельбаева Альфира Ринатовна, МАДОУ детский сад №14 «Теремок» комбинированного вида г. Ишимбая, Ишимбайский район, Республики Башкортостан

Праздник по-башкирски называется байрам. Более древнее название праздника – туй. Обряд обозначается термином йола. В определении понятия празднества, обряда пока нет единого мнения. Это объясняется многофункциональностью указанных общественных явлений, невозможностью кратко и однозначно сформулировать их сущность. Обрядность присуща всем общественным празднествам.
Башкиры – один их тех народов, которые в силу определённых исторических условий сохранили в большей мере, чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества, музыкально-хореографического фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Праздники и обряды с древнейших времён были связаны с определёнными моментами хозяйственной жизни народа, материальными условиями жизни общества.
В соответствии с практической хозяйственной деятельностью главным у башкир считались два времени года: тёплое – лето и холодное – зима.

САБАНТУЙ.
Более точное название праздника звучит «Хабантуй». Сабантуй бытовал у башкир, живших на западных склонах Урала, у северных и части южных башкир. К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ: сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша.
Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг. Слово «туй» - означает праздник, т.е. «Хабантуй» - праздник плуга. Праздник получил своё название «от хлебопашного орудия «хабана», потому что он торжествуется перед начатием пашни. Обычай этот сохранился ещё со времён язычества. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочёвку, а другие к севу. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница». Сабантуй отмечали в конце мая- начало июня.
Праздник сабантуй справляли в каждой деревне. За несколько дней до празднества молодые люди собирали подворно призы, украшали праздничный майдан, т.е. праздничную площадь. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи.
Участники празднества садились, образуя большой круг. В центре этого круга происходили различные  спортивные состязания, юмористические игры - это борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой вёдрами, перепрыгивание через канаву шириной в 2-3 метра, прыжки в длину, ток хугыш: двое садились на бревно, и, стараясь сохранить равновесие, ударяли друг друга большими мешками, набитыми чем-нибудь легким(шерстью, сеном, соломой), победителем считался тот, кто сбивал с бревна противника; ходьба по наклонному бревну (обычно к противоположному концу бревна подвязывали козлёнка или барашка); бег с яйцом в ложке.
Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». В азарте танца начинались дуэтные соревнования – «кара-каршы». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах. Танцевать учились с детства. У башкир редко можно было встретить людей, не умеющих танцевать вовсе.
Башкиры характеризовались русскими путешественниками и учёными, как выносливые и отважные воины. Военизированный быт прошлого нашёл отражение и в празднествах. Почти все торжества (свадьба, рождение ребёнка, приезд почётных гостей) сопровождались спортивными состязаниями: стрельбой из лука, борьбой, скачками. Особое значение придавалось скачкам. Если к шесту с призами подъезжали сразу два наездника, то исход соревнования решался борьбой (куреш) или стрельбой в цель из лука.
После скачек взрослые и дети расходились по домам. На площади празднества оставалась молодёжь, которая играла в свои молодёжные игры, пела и танцевала.
Средства создания на праздничных торжествах приподнятого, весёлого настроения также были традиционны: это и украшение места соревнований, где обычно в нескольких местах устанавливались качели, карусели, земля украшалась разноцветными паласами, тканными скатертями; возле праздничных юрт на шестах развевались длинные узорные полотенца, ткани, ленты, лоскутки разноцветной материи, вышитые руками мастериц платки.
Призы собирали молодые люди, разъезжавшие на конях из одного конца аула в другой. О такой форме сбора призов в настоящее время никто не помнит. Один из них держал в руках шест, к которому привязывалась какая-нибудь вещь. Привязывали к шесту вышитые платки, рубахи, вязаные вещи, куски домотканины. Самым ценным на празднестве считался приз, изготовленный молодой невесткой (яшь килен). Многие дореволюционные исследователи отмечают особую роль молодой невестки на праздниках. Возможно, с обрядами плодородия, символом материнского начала связывали роль на празднике молодой женщины, вышедшей недавно замуж. Полотенце,
сотканное её руками и привязанное к шесту, некоторые исследователи называли знаменем. С этим «знаменем» молодая шла впереди всех, как бы ведя народ на празднество. Этот обряд в древности имел ритуальное значение. Ежегодное обновление земли соотносилось с обновлением рода, и женщина, как продолжительница рода, пользовалась особым уважением на праздниках.

КАРГА  БУТКАХЫ – ВОРОНЬЯ  КАША.  (Женский праздник.)
Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. На северо-востоке сохранилось более древнее название этого праздника – каргатуй (вороний праздник).
Выделено несколько вариантов празднества.
Первый вариант (юго-восточный) проводился ранней весной, непосредственно перед откочёвкой на летние пастбища. Составные части празднества следующие: 1) сбор крупы (пшенной); 2) приготовление праздничных блюд; 3) украшение деревьев; 4) варка каши; 5) совместная трапеза; 6) игры, пляски; 7) «кормление» ворон; 8) произнесение благопожеланий. Для первого варианта женского праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году.
Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1) сбор крупы (пшённой или пшеничной); 2) приготовление каши и праздничных угощений; 3) совместное угощение; 4) спортивные  соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5) исполнение игр, плясок; 6) переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки.
Третий вариант праздника (зауральский) отличается от первых двух следующими особенностями: 1) обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2) на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3) сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4) исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования.
Четвёртый вариант (южный): 1) и 2) пункты, как в первом варианте; 3) выборы встречающих гостей; 4) варка каши на месте празднества; 5) встреча гостей; 6) совместная трапеза; 7) исполнение игр, плясок; 8) кормление птиц.
Пятый вариант праздника (западный): 1) сбор крупы (любой); 2) приготовление каши; 3) совместное угощение; 4) купание в реке, обливание водой. Праздник проводился перед сенокосом.
Одним из главных ритуалов празднества считалось пожелание дождя.
Во время празднества огромное значение придавалось спортивным соревнованиям: прыжки через яму, перетягивание полотенца, борьба на кушаках, бег на различные дистанции, погоня за платком и т. д. Почти все игры сопровождались четверостишиями, речетативом, скороговорками.
На празднестве исполнялись песни, в которых воспевались красота природы родной деревни, с детства знакомых мест.

КЯКУК  СЯЙЕ – КУКУШКИН  ЧАЙ.
Это женское празднество было широко известно в восточной Башкирии, как встреча лета.. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причём, загадывание вслух не произносилось. Если «в ответ» кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.
В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры. Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривая: «Вот тебе, кукушка, твою долю отдаём».
По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится её голос в начале июня. С этого времени кукушка «зовёт» особенно настойчиво. Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их. Женские празднества: карга буткахы, кякук сяйе выражают стремление людей приобщиться к живительной силе природы – деревьев, цветов, трав, птиц и др.
Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни.
Также на празднике исполнялись различные игры и хорооды. Были популярны такие игры: «капка» - «ворота», «борсак сясеу» - «посев гороха», «самовар», «Наза», «арпа тапау» - «молотить ячмень» и т.д.

Важное место в общественной жизни башкир занимали обычаи взаимопомощи. Одни виды помощи проводились летом, другие зимой. В зимний период выполнялись работы по заготовке мяса («хугым ашы» - забой скотины, «каз умяхе» - гусиная помощь), изготовлению сукна, прядению шерстяной, конопляной, льняной нити.
Коллективная помощь примыкает к праздникам, т.к. нередко трудно установить чёткую границу между трудовой и праздничной её частями. Во время совместной работы настроение у людей приподнятое, Любая помощь воспринималась участниками как своеобразный праздник. Хозяин угощал участников помощи в зависимости от продолжительности и тяжести труда несколько раз.
Праздничная часть включала песни, танцы, музыку. Песни звучали и во время работы, весёлые остроумные шутки, игры, шалости поощрялись, на празднике рождались новые поговорки, пословицы о трудолюбии, об отношении народа к слову, песне, веселью.

КАЗ  УМЯХЕ – ГУСИНАЯ  ПОМОЩЬ.
За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Такое приглашение воспринималось с радостью. Женщины, девушки доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во всё чистое, тщательно прятали волосы под платок. Хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки. Весь берег реки был заполнен молодёжью, т.к. помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармошками поджидали девушек. Пелись различные песни любовного, шуточного содержания, происходили соревнования в остроумии между девушками и юношами (кара-каршы айтешеу).С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди. После угощения начинались игры в фанты. Одна из девушек собирала «фанты»: платки, гребешки, ленты, кольца и др. Другая участница вставала к водящей спиной. Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: «Хозяйке этого фанта какое задание?» Задания давались самые различные: спеть, станцевать, рассказать смешную или страшную историю, сказку, сыграть на кубызе. У юношей фанты не собирали. Зато девушкам нередко давалось какое-либо задание, которое она должна была выполнить с одним из юношей: сосчитать звёзды, посидеть рядом, сказать что-либо, станцевать и т.д.
Пока приглашённые работали, хозяйка готовила угощения. Главным блюдом был густой наваристый суп-лапша. Ко дню «гусиной помощи» хозяйка пекла свежий хлеб, к чаю подавался мёд, сметана, молоко, баурсак.

КИС  УЛТЫРЫУ – ВЕЧЕРНИЕ  ПОСИДЕЛКИ.
На посиделки приглашались девушки, главным образом, родственницы хозяйки. Все вместе девушки выполняли различные работы: шили, вышивали, вязали. Иногда на посиделки приходили и молодые женщины. Девушки, приехавшие из других деревень, оставались в доме на несколько дней. Иногда, закончив принесённую работу, девушки помогали хозяйке. На этом празднике также исполнялись песни, пляски, звучала музыка, рассказывались сказки, легенды. Хозяйка угощала работниц  чаем, сладостями и пирогами.
Иногда посиделки проводились в форме аулак. сидели только молодые девушки, которые выполняли вечерами каждая свою работу. В таких случаях собирали продукты в складчину.
Обязательной частью молодёжных сборов было исполнение легенд, преданий. Коллективное общение способствовало передаче социального опыта последующим поколениям, играло важную роль в воспитании молодёжи, передаче от поколения к поколению народных обычаев и традиций.

Башкирские народные праздники, обряды, развлечения, досуг – сложное многофункциональное явление, содержащее элементы хозяйственно-трудового, воспитательного, эстетического, ритуального, религиозного характера.

Семантика большинства праздников и обрядов была связана с производственной деятельностью, они проводились, как правило, после завершения какого-либо труда или приурочивались к определённому времени в развитии природы.

Праздники, устраиваемые в весенне-летний период, выполняли важную социальную функцию, они являлись поводом для общения и сближения родоплеменных групп, укрепления единства башкирского народа.

Зимние праздники, обычаи взаимопомощи, молодёжные сборы были тесно связаны с трудовой деятельностью башкирского народа. Они были своеобразной трудовой школой для молодёжи, способствовали развитию национального декоративно-прикладного искусства и художественной культуры народа. Празднества были местом развития и передачи традиций песенного, музыкального, хореографического творчества, игр, художественного слова.

Башкирские народные праздники играли важную роль в физическом, нравственном и эстетическом воспитании молодёжи. Игры, развлечения, исполняемые на праздниках, различных сборах молодёжи содержали и элементы драматургии, театрализации.

 

Поделиться:

3 комментария

  1. Хузина Гульшира Сисанбаевна:

    Очень полезная информация! Спасибо Вам!!!

  2. Rnj-nj:

    Спасибо! Пригодилось на дз!

  3. Аноним:

    Спасибо, все очень хорошо написано.

Оставить комментарий