Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Особенности организации и проведения праздников в Доме ребенка
Post Icon

Особенности организации и проведения праздников в Доме ребенка

Автор: Алексеева Анна Александровна, воспитатель первой квалификационной категории ГКУЗ Областной Дом ребенка в г.Тихвине, Ленинградская обл. г.Тихвин.

Особенности организации и проведения

праздников в Доме ребенка

Основной задачей своей деятельности в должности воспитателя в Доме ребенка, считаю создание оптимальных условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию каждого ребенка в соответствии с его основной патологией и уровнем нервно- психического развития.

Как показывает анализ анамнестических данных, практически все дети, ставшие сиротами при живых родителях, были нежелательными – беременность была незапланированной, сведения об отцах отсутствуют. Протекание беременности сопровождалось различными видами патологии на всех ее стадиях, не исключалось влияние алкоголя, наркотиков, отмечалось использование фармакологических средств для прерывания беременности.

Для большинства детей, поступающих в Дом ребенка, характерны низкий уровень познавательной активности, чрезмерная утомляемость, необщительность, агрессивность.

Вновь прибывшие воспитанники моей группы затруднялись общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Поэтому мне было важно, что бы моя работа оказывала положительное влияние не только на развитие личности, но и носила социальный характер.

Наблюдая за детьми во время праздника, совместных развлечений, я увидела, что они дают необходимые положительные эмоции, надолго ими «заряжая» детей. В праздничной обстановке детям легче взаимодействовать друг с другом, с взрослыми.

Какой досуг у детей в Доме ребенка? Конечно, это праздники, организуемые в соответствии с традиционной тематикой, принятой в дошкольных учреждениях: «Новый год», «Праздник урожая», «Мамин праздник», «Здравствуй, лето!», «Весна - красна».Спортивные развлечения и на улице и в спортивном зале, любимые «воробьиные дискотеки». Инсценировка вместе с детьми и для детей сказок. Посещение с детьми местного малого зоопарка, цирковых представлений приезжих артистов. Обязательны целевые прогулки в город. И главное, это празднование дня рождения каждого ребенка.

Все эти мероприятия внесены в перспективный план, при составлении которого, я ставила перед собой следующие задачи:

- эмоциональное развитие ребенка,

- развитие познавательных процессов ( восприятие, внимание, мышление, память),

- формирование целостной картины мира,

-устранение коммуникативных барьеров,

Чтобы досуг состоялся и не прошел бесследно, провожу следующую работу, которая состоит из трех этапов:

-подготовительный,

-проведение праздника (экскурсии , встречи),

-закрепление впечатлений,

На примере осеннего праздника «Осень, осень, в гости просим!» (дата проведения 31.10.2013) рассмотрим работу по трем этапам.

Подготовительный этап я разбиваю на следующие пункты:

- разработка сценария

-создание предметно-развивающей среды

- подготовка детей к празднику

-совместная работа с узкими специалистами

Разрабатывая сценарий, я учитываю психические и физические возможности каждого ребенка, используя данные диагностик. Включаю в сценарий предметно - игровые действия, элементы театрализованных и сюжетных игр, которые провожу на повседневных занятиях.

Готовясь к данному осеннему празднику, на занятиях по музыке разучили два небольших танца «Дождик» и «Листочки». Чтобы все движения в танце были четкими, выполнялись детьми легко, я их дублировала на занятиях по физическому воспитанию, на которых подвижные игры тоже соответствовали осенней тематике «Солнышко и дождик», «Покружись с листочком». Видя, что игра «Солнышко и дождик» особенно нравится детям, включила ее в сценарий праздника.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи я знакомила детей с сезонными изменениями в природе, с персонажами праздника.

На прогулке обязательно наблюдали за листопадом, учились распознавать листья березы, клена, дуба, собрали маленький гербарий. И даже посчастливилось найти подберезовик, который послужил образцом для лепки. Находка вызвала море положительных эмоций, а песенка «по грибы» стала более понятна.

Для создания предметно - развивающей среды использовала и элементы театрализованной деятельности. Обыгрывала ситуации праздника с использованием кукольного театра. Частично дублировала костюмы животных, которые участвуют в сценарии. И так как на тот момент в группе были маленькие дети (Алина 1г.10м., Антон 2г.2м., Соня 2г.2м), то чаще всего изображали медведя, что бы не было отрицательной реакции ( испуга, тревоги) на празднике.

По тематике праздника создавали рисунки, аппликации. Рисуя дождик, младшие дети учились делать короткие вертикальные штрихи. Дети постарше делали мазки кистью. Перед занятием выполняли пальчиковую гимнастику «Дождик, дождик…»

Поскольку для усвоения материала и отработки навыков детям, имеющим задержку психического развития, требуется большее количество повторений и более продолжительный срок, то совместно со специалистами Дома ребенка ведется параллельное планирование работы. Таким образом, педагогом - психологом, логопедом, мною (воспитателем группы) и музыкальным руководителем решаются специализированные задачи в рамках одной темы, например «Овощи». Такой комплексный подход позволяет наиболее полно раскрыть содержание темы и способствует более четкому ее усвоению, формированию у детей первичных обобщений и точных представлений об окружающем.

Подбор и разучивание стихов происходит совместно с логопедом. Еще до проведения праздника приглашаю в гости нескольких сотрудников, и дети рассказывают выученные стихи. Это необходимо, что бы ребенок мог выступить не испытывая страха, волнения. Гости обязательно награждают всех аплодисментами, хвалят, гладят и обнимают каждого ребенка.

Накануне самого торжества случается маленький праздник- мы готовим наряды.Это всегда радость, восторг, смех. Девочкам были изготовлены веночки, мальчикам пришиты значки из листьев, которые дети раскрашивали сами способом примакивания. Каждый малыш неоднократно спрашивал: «Это мое?» «Это мне?». Так как у детей, воспитывающихся в Доме ребенка, очень рано возникает понятие «мое» и желание обладать чем-то единолично.

Работая над пунктами подготовительного этапа, я следила, какие эмоции вызывает у каждого ребенка та или иная деятельность. Важно было не только подготовиться к празднику и хорошо его провести. Целью работы являлось развитие и коррекция различных сторон психики каждого малыша (как его познавательной, так и эмоционально - личностных сфер). Эмоционально сблизиться с каждым ребенком (особенно с вновь прибывшими), сплотить коллектив, обогатить детей положительными впечатлениями.

Второй этап - проведение праздника. Он длится 20-25 минут (учитываются возможности и особенности психофизического развития детей). В играх, плясках участвуют взрослые. В конце праздника для детей разыгрывается сказка «Осенний теремок». По времени она занимает 7-10 минут. По окончании сказки «лесные жители» дарят ребятам подарки, угощения и провожают до группы.

Итогом проделанной работы стало активное участие детей в данном мероприятии. Особенно порадовали успехи вновь прибывших ребят, в активных играх они участвовали при помощи взрослого, но ни один не занял роль стороннего наблюдателя.

Третий этап посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений, полученных во время праздника и в ходе подготовительной работы.

Тематику праздника продолжаю использовать на занятиях по изобразительной деятельности ( ежик в сказке приносил яблоки и вспоминая этот фрагмент, выполняем аппликацию «яблоко для ежика»),по развитию речи (разбираем каждого сказочного персонажа, подражаем) музыкальных занятиях, постепенно вводя новый материал.

Вечерами, вместе разглядываем альбом «Осень», в нем и гербарий, рисунки, а самое важное это фото с праздника.

Успехи малышей (лишенных материнской заботы, любви, тех положительных чувств, которые может дать семья) показали, что организация праздников является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию.

Поделиться:

Оставить комментарий