Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Особые качества детского голоса
Post Icon

Особые качества детского голоса

Автор: Идельбаева Альфира Ринатовна,
Музыкальный руководитель, МАДОУ д/с №14 «Теремок» комбинирванного вида МР г. Ишимбая, РБ.

Основные принципы воспитания и развития певческого голоса, изложенные в ряде работ по вокальной педагогике (включая работы, касающиеся воспитания голоса школьников), приемлемы и для определения путей развития голоса у детей дошкольного возраста.
При определении типа голоса придается большое значение правильному нахождению примарных тонов. Под «примарными» тонами (или примарным звучанием) понимается наиболее легкое, правильное и естественное звучание одного или нескольких звуков голоса, обычно находящееся в середине диапазона. В зависимости от расположения примарного звучания и определяется тип голоса.
Развитие голоса рекомендуется начинать именно с примарного звучания, как наиболее естественного и не напряженного, постепенно расширяя диапазон голоса вниз и вверх и работая одновременно над всеми вокальными навыками. Тогда наряду с другими навыками частота интонации, естественная для части диапазона, лежащей в области примарного звучания, будет развиваться и на всем протяжении диапазона.
Следовательно, навык чистого интонирования зависит от различных вокальных навыков. Однако процесс обучения пению не может рассматриваться только как развитие голоса.
В вокально-педагогическом процессе большое значение придается формированию личности певца - его общему и музыкальному развитию. Указывается на необходимость учета индивидуальных психологических особенностей учеников. Рекомендации вокальной педагогики приемлемы для воспитания голосов дошкольников, но нужно учитывать особенности строения их голосового аппарата и возможности певческого развития.
Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослых, и менее совершенен. Во время роста ребенка его голосовой аппарат также непрерывно растет и изменяется, постепенно превращаясь в голосовой аппарат взрослого.
Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся физиологии детского голоса, гортань 7-летнего ребенка на 1 см короче, чем у взрослого (2,4 см и 3,3 см). Мышцы полости рта и языка малоподвижны, недостаточно эластичны. Голосовые связки короче, чем у взрослых. Естественное звучание детского голоса - «головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание детей этого возраста слабое, поверхностное, так как диафрагма расположена выше, чем у взрослого, и ребра почти перпендикулярны к позвоночнику, поэтому глубокие вдохи детям недоступны.
Какие можно сделать из этих данных выводы?
В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей и взрослых различны. Малый размер голосовых связок и недостаточная эластичность мышц гортани обуславливают малую звучность голоса и небольшой его объем. Недостаточный эластичность мышц гортани также затрудняет процесс правильного звукообразования. Малоподвижность мышц полости рта и языка затрудняет процесс выработки правильной артикуляции при пении (открывание рта, верное, четкое произношение слов, правильное формирование различных гласных). Короткое дыхание затрудняет выработку протяжного, напевного звука.
Так как голосовые возможности детей дошкольного возраста невелики, то и певческие навыки их элементарны, несложны. Так, для дошкольника правильное звукообразование - это умение петь естественным, протяжным, негромким голосом; правильное дыхание - умение петь слова и короткие фразы, не беря дыхание в середине их; дикция - правильное, не искаженное произношение слов; чистота интонации - правильное передача несложной мелодии, объемом не больше 8-9 звуков (первая октава). Все эти навыки обычно не выходят за пределы небольшого определенного круга песен, доступных детям по степени трудности. Таким образом, голосовые возможности детей старшего дошкольного возраста довольно ограничены и примерно одинаковы у всех детей.
В исследовании Д. Л. Аспелунда упоминается, что даже у детей различных национальностей голосовые проявления со стороны физиолого-акустической примерно одинаковы. Однако в пределах любого возраста существуют индивидуальные особенности голосов. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдаются довольно резкие индивидуальные различия в диапазоне и характере звучание голоса («высокое» или «низкое» звукообразование). Установлено, что в массе голоса мальчиков звучат ниже, чем у девочек, и имеют несколько иной тембр. Есть наблюдения, показывающие, что уже в этом возрасте некоторые дети имеют в диапазоне альтовые звуки - соль, ля, си малой октавы и вместе с тем есть отдельные дети, имеющие в диапазоне ре, ми, фа, соль второй октавы. Такие же различия наблюдаются в умении владеть голосом. Наряду с детьми, чисто интонирующими (с сопровождением и без сопровождения инструмента) песни в диапазоне до1- до2, есть дети, имеющие неполный диапазон - от пяти до двух - трех звуков. У этих детей певческая интонация обычно колеблется от не очень чистой до совсем приблизительной; иногда встречаются дети, поющие как вверху (например, на звуках си 1,до 2), так и внизу (например, на звуках ля, си) на двух-трех звуках. Последнее наблюдается наиболее часто.
Различия наблюдаются и в степени напевности, протяженности звука. Есть дети, поющие протяжным певческим звуком, но большинство почти «говорит» в ритме песни. По отзывам учителей пения в школах примерно такие же индивидуальные различия замечаются и у детей 7-8 лет. Эти различия вызываются главным образом тем, что как голос, так и музыкальный слух детей изменяются, развиваются, и их развитие может быть различным. Установлено, что отдельные части голосового аппарата у детей могут развиваться неравномерно - отставать или опережать друг друга. Например, одна голосовая связка может в течение некоторого времени расти быстрей другой. У некоторых детей быстрее чем у других, растет гортань, у других - интенсивнее развивается артикулярный аппарат, у третьих- быстрее развиваются органы дыхания и т.д. Кроме того, у некоторых детей развитие голоса может опередить развитие музыкального слуха - у них обычно голос звонкий, высокий, протяжный, но интонация фальшивая. Если же слух развивается быстрее, чем голос, то ребенок любит музыку, узнает ее, но спеть верно, может только то, что доступно ему по диапазону его голоса, а иногда почти вовсе не поет.
Часто ребенок поет верно, на низких звуках, но не дотягивает, неверно интонирует верхние звуки - ля 1, си 1, до 2. В большинстве случаев это связано со слабостью дыхательного аппарата - на высоких звуках дыхания не хватает и звук не поется, а почти говорится. Постепенно, по мере развития дыхания, ребенок начнет петь верхние звуки верно. Если же голос и музыкальный слух развиваются равномерно, ребенок поет верно, протяжно, естественным звуком. Следует отметить, что все же в пределах возрастных возможностей большинство детей 6-7 летнего возраста в состоянии петь верно, и часть недостатков, наблюдающихся в пении, вызывается неправильными певческими навыками. Иногда дети, особенно мальчики, подражают в пении взрослым мужчинам и привыкают петь низко, хрипло, а так как это звучание несвойственно их голосу, то дети поют фальшиво. Иногда, при коллективном пении, дети не слышат себя в общем звучании и также привыкают петь, неверно интонируя.
В устранении индивидуальных недостатков в пении детей основное значение имеет установление причин, мешающих ребенку петь верно. В некоторых случаях соответствующая методика может быстро исправить недостатки, а иногда это нужно предоставить времени.

Поделиться:

Оставить комментарий