Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Отчет по семинару
Post Icon

Отчет по семинару

Автор: Алекберова Т.И. Старший воспитатель, I квалификационная категория, МАДОУ детский сад №161 "Ёлочка" общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

Отчет по семинару-практикуму

для педагогов ДОУ

"К истокам народной культуры"

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,

- это  источник  любви к Родине…

пусть ребенок   чувствует  красоту  и

восторгается  ею,  пусть в его сердце

и в  памяти  навсегда  сохранятся  

образы,  в  которых   воплощается  Родина.                                        

 В. Сухомлинский.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, учителя бурятского языка, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей как с русским народным творчеством, так и творчеством других народов, населяющих Республику Бурятия зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Сегодня мы, взрослые, на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, украинцы, татары, узбеки, белорусы, буряты, семейские? Как работали? Как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Так мы, педагоги, посчитали необходимым донести до сознания детей своих воспитанников и их родителей, что они являются носителями народной культуры.

Для этого мы обратились к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание русского народного фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

В рамках знакомства с малыми фольклорными формами были проведены: консультация «Пословицы и поговорки», где были даны отличия пословиц от поговорок, значения их для развития детей, умение употреблять в речи пословицы и поговорки. По результатам предварительной подготовки была создана картотека пословиц и поговорок на тему «Дом, семья».

Также был подготовлен и проведен пед.час на тему «Использование малых фольклорных форм в совместной и самостоятельной деятельности детей младшего возраста», на котором были освещены вопросы функциональной значимости присутствия малых фольклорных форм, таких, как потешки, заклички, дразнилки, загадки, пестушки, колыбельные, считалки в воспитании детей, развитии речи, умственном и нравственном развитии дошкольников младшего возраста.

Одним из приоритетов мы выбрали задачу - знакомство с атмосферой национального быта. Познакомили детей с предметами, характерными для русского народного быта. Для большей наглядности и развития предметно-развивающей среды по знакомству детей с народным бытом русского народа – была организована  и оборудована русская изба, на базе которой организована Лаборатория активного творчества по знакомству с предметами быта русского народа и народными промыслами.

Опираясь на иллюстрации, предметы кухонной утвари, натуральные предметы быта, изучение сказок, легенд, былей - знакомили с особенностями национального быта. Рассказывали о том, что такое горница, знакомили с ее убранством: печь, скамья, колыбель, рукомойник, половик; с предметами русского быта и кухонной утвари: ухват, кочерга, самовар, кадка, ковш, гребень, коромысло.

Знакомство с каждым названием сопровождали загадками, потешками, прибаутками, одновременно объясняя их смысл. Например:

Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси

В дом богатство принеси.

________

Черный конь скачет в огонь (кочерга)

________

Ни свет, ни заря.

Пошел согнувшись, со двора. (коромысло)

Все это оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Занятия по ознакомлению с народным творчеством проводили 1 раз в неделю разработали серию занятий, каждое из которых соответствовало определенной теме календарного плана воспитательно- образовательной работы.

Так, например, теме «Овощи» - соответствовала тема занятия «Что растет на грядке», которое прошло опираясь на русский народный фольклор. Это и игровая ситуация «Еду-еду к бабе, деду на лошадке в красной шапке…», и использование загадок об овощах, пальчиковая гимнастика «Чистим овощи для щей» и народная игра «Огуречик», а так же драматизация сказки «Репка».

Когда мы начали цикл занятий, на которых знакомили детей с избой и с домашней утварью, задели тему о домовых. После чего у нас, благодаря Анциферовой Елене Геннадьевне, появился в детском саду домовенок Кузя,  который стал любимцем персонажем на календарных праздниках для детей.     Знакомя детей с колыбельными песенками приучали детей к  интонационному строю разговорной  речи. Малыши не только слушали   песенки, но и сами  поют  куклам  про кота,  про гулей, читают потешки.

Тема кукол, а именно их недостаток привело, нас к мысли устроить семинар - практикум «Национальные куклы», программа подготовки которого предусматривала изготовление кукол народов, населяющих Республику Бурятия, создание информационной базы на тему: особенности национального костюма, национальный орнамент, национальные игры для детей. Цель: Показать значимость народной игрушки  в воспитании ребенка-дошкольника.

Продолжение семинара – практикума «Куклы в национальных костюмах» нашло своё продолжение в программе по знакомству с особенностями национальной кухни народов, населяющих РБ.

Очень детям нравятся народные и хороводные игры. Особенно игры помогли нам в период адаптации детей, после перехода из группы в группу. Игры помогают в сближении детей друг с другом и с педагогом: «Солнышко», «Карусель», «Бабушка Маланья», «Кто у нас хороший?» и т.д.

Основным отличием народных песенок, потешек, прибауток и т.д., является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами, мимикой.

Чтобы знакомить детей с русским театром в ДОУ была создана театральная гостиная силами всего соства педагогических работников и узких специалистов, где имеются разнообразные виды театра:      пальчиковый, теневой, театр картинок, театр игрушки, настольный театр, кукольный. Для драматизации русских  народных сказок, потешек, песенок собрали все необходимое: сарафаны, юбочки, платочки, рубахи, кушаки, фартучки. А также изготовили декорации: домик, ширма.

Особая роль отводится и народному искусству. Были проведены практические мастер-классы для педагогов по видам народно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка, жестово, семеновские матрешки, полхов-майдан, городец, в планах проведение мастер-класса по каргопольской игрушке).

 Мы приобщали детей к творчеству русских умельцев на базе русской избы, в рамках проекта «Лаборатория активного творчества»: дымковские игрушки, семеновская матрешка, голубая гжель, жестовские подносы, Городецкие росписи, рассматривали затейливые хохломские узоры. Показали малышам, с какими игрушками играли наши предки: деревянные игрушки, куколки – скрутки. Рассказывали о красоте, особенности этих игрушек, постепенно подводя детей к осмыслению понятия «народная игрушка».

В изготовлении игрушек активную позицию занимали родители, они помогали педагогам в подготовке к семинару - практикуму «Национальные куклы», а именно обшивали кукол, собирали информационный материал по теме, готовили совместно слайдовые презентации.

Родители группы №1 – мама и бабушка Минхалимовой Дианы изготовили старинные русские куклы – скрутки, познакомив всех педагогов с технологией изготовления.  Эти куклами выставлялись в Республиканском конкурсе народно-прикладного искусства «Апрельский вернисаж». А куклы, сшитые в бурятском национальном стиле, бабушкой Насти Цыбиковой (подготовительная группа) – заняли первое место в номинации «Куклы» в выше названном конкурсе.

Наряду со знакомством атмосферы национального быта, широкого использования фольклора, знакомства с народным искусством, а так же народными и хороводными играми, мы начали знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Так во время встречи Масленицы, дети стряпали и пекли блины из соленого теста.

Знакомили  с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйцами, обмениваться ими, печь куличи, знакомили с пасхальными играми. Дети приносили пасхальные яйца из дома, рассказывали, как их красили с родителями.

Таким образом, у детей возникал интерес к традиционным и обрядовым праздникам.

Наши родители полноправные участники образовательного процесса в группе, поэтому мы всегда можем обратиться к ним за помощью в любом вопросе.  Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей.  И родителей и педагогов привлекают насыщенность совместных мероприятий, это может подтвердить проведенные нами праздники, где родители принимали непосредственное участие.

А так же наши родители с удовольствием принимают участие в смотрах конкурсах творческого плана, проводимых традиционно в детском саду: «Осенние поделки из овощей и фруктов», изготовление новогодних игрушек своими руками, украшение группы к Новому году, пасхальные поделки.

Во время такой деятельности возможен поиск эффективных решений проблем ребенка и его семьи. Положительные результаты помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам как русской народной культуры, так и культур других народов, населяющих нашу Республику Бурятия.


Поделиться:

Оставить комментарий