Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Отражение в изобразительной деятельности эмоционального состояния детей, пострадавших при крымском наводнении
Post Icon

Отражение в изобразительной деятельности эмоционального состояния детей, пострадавших при крымском наводнении

Автор: Максименкова Наталья Ивановна
воспитатель младшей группы, Филиал АО УНПП «Молния» - ДДОУ «Детский сад № 192», г. Уфа, республика Башкортостан

Изобразительное творчество всегда было интересно детям. Оно помогает раскрыться юным талантам, расширяет кругозор, развивает моторику рук, помогает избавиться детям от стресса, обид, ярких впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Если взрослые вспомнят себя и свои детские рисунки, то зачастую можно вспомнить и те эмоции, которые побудили нарисовать тем или иным цветом членов семьи, дом, детский сад. Негативные эмоции выражаются в «негативных», темных цветах – черном, коричневом, сером. Яркие, веселые моменты жизни соответственно и отражаются яркими цветами – желтым, оранжевым, красным, розовым.
Я, еще будучи студенткой магистратуры, имела возможность принять участие в XVII Бизнес-фестивале молодежи России им. В.В. Быкова в Анапе в 2012 году. Буквально за пару дней до нашего приезда на фестиваль, случилась трагедия в городе Крымске – страшное наводнение, которое практически смыло город с земли. Через некоторое время, в поселок Сукко, в детский лагерь «Смена», стали поступать эвакуированные дети из зоны затоплении. Они еще не знали, что в ту ночь все они стали либо круглыми сиротами, либо потеряли одного из родителей, но страх смерти не обошел их стороной. Мы, студенты, съехавшиеся со всей России и стран ближнего зарубежья, решили помочь воспитателям этих несчастных детей. Чтобы как-то отвлечь малышей от грустных мыслей, участники фестиваля устроили мастер-классы по своим проектам. Наша уфимская команда также не осталась в стороне. Выделив проект конструирования авиамоделей, мы пошли помогать мальчикам Крымска поскорее забыть страшное наводнение.
Какие же наблюдения я вынесла из общения с детьми Крымска?
1) Сразу стоит отметить, что дети не все охотно и доверчиво решались подсесть к нам и начать мастерить самолетик из пенопласта. Некоторых приходилось чуть ли не заставлять принимать участие в этом простом деле. Реакция детей была вялая, заторможенная. Внимание рассеянное, совершенно не сосредоточенное на процессе работы.
2) Дети не просили фломастеры для раскрашивания готовых моделей. Как бы соперничали за любимый цвет обычные домашние мальчишки, сделав такой замечательный самолет своими руками! Дети Крымска же, сделав работу, могли молча уйти, зажав в руке чисто-белую игрушку.
3) Если мы акцентировали внимание детей на том, что не плохо бы и раскрасить получившийся самолетик, некоторые говорили, что они «не хотят», «не будут», «не умеют» это делать. Некоторые говорили, что им раскрасит самолет мама. Возможно, что те дети, которые ушли с белыми моделями, так и хотели поступить, создавая искусственно гарантию возвращения родителей.
4) Те дети, которые хотели в цвете изобразить свое настроение, просили исключительно черный, коричневый, синий. Из нескольких пачек фломастеров, которые мы взяли с собой на мастер-класс, постоянно были в ходу только эти цвета. Их просто невозможно было достать, чтоб удовлетворить желание всех детей сразу. Один раз я специально принесла ребенку пару ярких фломастеров. На что получила ответ: «Нет, не хочу такие. Они очень веселые. А мне грустно».
После работы с детьми 5 – 7 лет на мастер-классе, мы ознакомились с рисунками более взрослых детей. В них уже присутствовал сюжет, который изображал тонущих людей. Причем все люди изображались маленькими, а волны – огромными, выше голов изображенных людей. Некоторые рисунки содержали в себе некий положительный момент – прилетал вертолет и снимал людей с островков, крыш или деревьев. Эти люди изображались в ярких одеждах, подчеркивающих их счастливое спасение. Другие люди торчали из воды, одетые в серое и черное. К ним вертолет не успел…
Если разбирать подробно значение цвета в рисунках пострадавших детей, то черный цвет – означает депрессию, враждебность, протест, чувство безнадёжности и стресс.
Серый цвет – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Те дети, которые изображали свои чувства в сером цвете, были замкнутые, отрешенные от мира, они не желали общаться со сверстниками и взрослыми.
Коричневый цвет – вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Дети, нарисовавшие свой рисунок в этом цвете, создали вокруг себя собственный мир, отгородились от реальности.
Синий цвет – это тревога, потребностью в покое, успокоении. А также синий – цвет воды, которая захлестнула в одночасье детство, и слишком рано распахнула крымским сиротам двери взрослой жизни. ©

Поделиться:

Оставить комментарий