Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Паспорт проекта в первой младшей группе по речевому развитию на тему: «Птички — невелички»
Post Icon

Паспорт проекта в первой младшей группе по речевому развитию на тему: «Птички — невелички»

Автор: Антилова Екатерина Андреевна,воспитатель
ГБОУ СОШ №6 СПДС "Иволга" г. Жигулёвска, Самарской области

Целеполагание: Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.

И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.

Эта проблема и легла в основу моего проекта «ПТИЧКИ - НЕВЕЛИЧКИ»

Проблема: Недостаточно развита речь у детей. Отсутствие активного словарного запаса у части детей. Родители недостаточно внимания уделяют развитию активного словаря детей.

Цель: Расширять активный словарь детей.

Задачи:

1. Развивать и обогащать словарь детей посредством игровой деятельности существительными (птицы, снегирь, синичка, воробей, сорока, ворона, дятел); прилагательными (пернатые, зимующие).

2. Воспитывать доброе отношение к птицам через чтение детской литературы.

3. Способствовать развитию познавательного интереса.

4. Обратить внимание родителей на активизацию словаря детей.

5. Расширить предметную среду дидактическими играми и материалами.

6. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал педагога.

Тип проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: с 19.01.2015 по 30.01.2015

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Этапы реализации проекта:

1 Этап - подготовительный: Определение педагогом темы, постановка цели и задач; содержание проекта, прогнозирование результата.

Изучение методической  и художественной литературы по теме.

подбор литературы по теме; составление плана деятельности; подбор пособий для работы с детьми; выбор форм работы с родителями; разработка конспектов организационно – образовательной деятельности

2. Этап - основной: проведение ООД и совместной деятельности с детьми, игр, игр-упражнений, рекомендаций для родителей.

3. Этап – обобщающий: Анализ результатов изучения активного словарного запаса.

План реализации:

Название мероприятия

Ответственные

1 этап

1

Определение педагогом темы, постановка цели и задач; содержание проекта, прогнозирование результата.

Воспитатель

2

Изучение методической  и художественной литературы по теме.

Воспитатель

3

Подбор литературы по теме, составление плана деятельности.

Воспитатель

4.

Выбор форм работы с родителями.

Воспитатель

5.

Разработка конспектов организационно – образовательной деятельности

Воспитатель

6.

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Воспитатели

2 этап

1.

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Воспитатель

2.

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

Воспитатель

Дети

3.

Чтение сказки «Воробей»; чтение басни «Ворона и лиса»; Прочтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?»; чтение пословиц и поговорок о птицах; чтение потешек.

Воспитатель

Дети

4.

Чтение стихотворений о птицах; Разучивание стихотворения Н. Найденова «Маленькая птичка»

Воспитатель

Дети

5.

Рассматривание картинок «Зимующих птиц».

Воспитатель

Дети

6.

Отгадывание загадок на тему «Зимующие птицы»

Воспитатель

Дети

7.

ООД Интегрированное занятие «Зимующие птицы»

Воспитатель

Дети

8.

Рисование ладошками «Птички-невелички»

Воспитатель

Дети

9.

Лепка «Зёрнышки для птиц»

Воспитатель

Дети

10.

Проведение подвижных игр: « Собака и воробьи», «Чижик», «Воронята», «Воробушки».

Воспитатель

Дети

11.

Проведение дидактической игры «Собери картинку из частей»

Воспитатель

Дети

12.

Изготовление альбома «Зимующие птицы»

Родители

Дети

13

Выполнение совместно с родителями творческих работ «Зимующие птицы»

Родители

Дети

3 этап

1

Изучение уровня речевого развития

Воспитатель

2

Выставка творческих работ «Зимующие птицы»

Воспитатель

3

Мультимедийная презентация проекта «Птички – невелички»

Воспитатель

Результаты:

1. Дети знают и называют птиц.

2. Дети называют отличительные особенности птиц.

3. У детей сформированы представления о зимующих птицах.

4. Развитие познавательно – исследовательских и творческих способностей детей.

5.Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Зимующие птицы».

6. Желание у детей заботиться о птицах. (Подкармливать птиц в изготовленной родителями кормушке.)

7. Активное участие родителей в проекте

8. Приобретение пособия «Зимующие птицы» в картинках.

9. Составление родителями альбома «Зимующие птицы».

10.Оформление выставки «Птички – невелички».

Составлен перспективный план; подготовлены и предложены консультации для родителей «Покормите птиц». Оформление родителями альбома «Зимующие птицы».

11. Активность детей составила 95%. Материал был усвоен всеми детьми, что свидетельствует об эффективности выбранных методов и приёмов. Затруднений у детей в ходе изучения материала не возникло.

Ключевые компетенции:

  1. Умение задавать вопросы.

  2. Умение взаимодействовать друг с другом.

  3. Знания о птицах (воробье, вороне, синицы, дятле) их повадках и среде обитания.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ и мультимедийная презентация проекта «Птички – невелички».

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2008.

  2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

  3. Черенкова В. Развивающие игры с пальчиками. М, Дом. XXI век, 2009.

Консультация для родителей.

«Покормите птиц зимой»

Зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но  ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!

         Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.      

Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку. Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из-под сока, пластиковые бутылки и т.п.

Напоминаем простые правила, о которых не стоит забывать

    У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём.

    Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

Корм для разных птиц

 Для свиристелей и снегирей подходит кормушка - сетка (её можно сделать из старой сетки). В неё помещают заготовленные на зиму плоды рябины.

Синицы с удовольствием будут лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы (не жареными), кусочками несолёного мяса и сала. Можно повесить за окном в сетке кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (чёрного ржаного давать нельзя). Поползни едят всё то, что и синицы.

         Рады полакомится хлебом воробьи и голуби. Для кормления лучше  использовать измельчённый черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Голубей лучше кормить в парке или во дворе. Иначе они вытеснят остальных птиц. Более осторожные птицы просто не будут появляться возле кормушки.

         Кормушку нужно повесить так, чтобы ребёнок хорошо видел её из окна. Если ежедневно в одно и то же время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени. Если корм класть нерегулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день.

         Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям.

Где обедал воробей?

 

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

С.Я.Маршак.

Басня Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

И.А. Крылов

Найденова Н. - "Маленькая птичка"

Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.

Пословицы и поговорки  о птицах русского народа

Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

Журавль летает высоко, да видит далеко.

Орел хоть и страшен, но остается птицей.

Не учи орла летать, а соловья петь.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Не нужна соловью золотая клетка, Лучше зеленая ветка.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.

Соловей поет месяц, А ворона каркает круглый год.

Старый ворон не каркнет впустую.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Всяк кулик на своей кочке велик.

Поет петух, да не по-соловьиному.

Есть крылья и у курицы, Да не лететь ей дальше своей улицы.

Гусь свинье не товарищ.

ПОТЕШКИ ПРО ПТИЦ

Гуля, гуля-голубок, 
Гуля сизенький,
 
Сизокрыленький,
 
Всем миленький.

 

Синичка, синичка, 
Воробью сестричка.
 
Воробей-воришка
 
Залез в амбаришко
 
Клевать просо
 
Тупым носом
.

ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

 

Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

(Дятел)

 

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(Дятел)

 

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

 

Верещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока)

 

Трещала с самого утра:

"Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!"

А что - пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит ... (сорока)

 

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... (сорока)

 

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась - ив лес.

(Сорока)

 

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (снегири)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует -

Коноплю ворует.

(Воробей)

 

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

 

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

 

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

 

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ... (совы)

 

Днем спит,

Ночью летает.

(Сова)

 

-Кар-кар-кар! - кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая игра поможет в развитии мышления, памяти. Это поможет малышу правильно подбирать части картинок

Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением птиц, разрезанные на 4 и 6 частей

Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.

В конце игры воспитатель хвалит детей.

 

Стихи про дятла

 В чаще слышится тук-тук,
Значит с деревом недуг.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.

 

Коготки у дятла остры,
Красная головка;
Грудка, спинка, крылья пёстры,
Ест личинок ловко.
Древоточец где сидит,
Дятел точно знает;
Он к тому стволу летит,
Деревце спасает.

Дятел, Дятел -
Наш приятель
Дуб долбит,
Как долотом.
Помоги нам,
Дядя дятел
Для скворцов
Построить дом.

 

Стих про голубей

Голубь в лужице купался
В летний, солнечный денёк.
Уж плескался он, плескался,
Прыгал так, что весь намок.

 

Стих про ворону

Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р»

- Эй, ворона!
- Карр-карр-карр!
-Отдавай наш самовар!
-Я попью вначале чаю,
- Нам ворона отвечает

 

 Стих про воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

 Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
– Чик, чирик, – везде свои,
Непоседы воробьи.

  Стих про синицу

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек».

 

СТИХ ПРО СОВУ

Мудрейшая птица на свете 
Сова. 
Все слышит, 
Но очень скупа на слова. 
Чем больше услышит - 
Тем меньше болтает. 
Ах, этого многим из нас 
Не хватает!

Сказка «Воробей»

На кусту сидели серые воробьи и спорили — кто из зверей страшнее.
А спорили они для того, чтобы можно было погромче кричать и суетиться. Не может воробей спокойно сидеть: одолевает его тоска.
— Нет страшнее рыжего кота, — сказал кривой воробей, которого царапнул раз кот в прошлом году лапой.
— Мальчишки много хуже, — ответила воробьиха, — постоянно яйца воруют.
— Я уж на них жаловалась, — пискнула другая, — быку Семёну, обещался пободать.
— Что мальчишки, — крикнул худой воробей, — от них улетишь, а вот коршуну только попадись на язык, беда как его боюсь! — и принялся воробей чистить нос о сучок.
— А я никого не боюсь, — вдруг чирикнул совсем ещё молодой воробьёныш, — ни кота, ни мальчишек. И коршуна не боюсь, я сам всех съем.
И пока он так говорил, большая птица низко пролетела над кустом и громко вскрикнула.
Воробьи, как горох, попадали, и кто улетел, а кто притулился, храбрый же воробьёныш, опустив крылья, побежал по траве. Большая птица щёлкнула клювом и упала на воробьёныша, а он, вывернувшись, без памяти нырнул в хомячью нору.
В конце норы, в пещерке, спал, свернувшись, старый пёстрый хомяк. Под носом лежала у него кучка наворованного зерна и мышиные лапки, а позади висела зимняя тёплая шуба.
«Попался, — подумал воробьёныш, — я погиб…»
И зная, что если не он, так его съедят, распушился и, подскочив, клюнул хомяка в нос.
— Что это щекочет? — сказал хомяк, приоткрыв один глаз, и зевнул. — А, это ты. Голодно, видно, тебе малый, на — поклюй зёрнышек.
Воробьёнышу стало очень стыдно, он скосил чёрные свои глаза и принялся жаловаться, что хочет его пожрать чёрный коршун.
— Гм, — сказал хомяк, — ах он, разбойник! Ну, да идём, он мне кум, вместе мышей ловим, — и полез вперёд из норы, а воробьёныш, прыгая позади, думал, какой он, воробьёныш, маленький и несчастный, и не надо бы ему было совсем храбриться.
— Иди-ка сюда, иди, — строго сказал хомяк, вылезая на волю.
Высунул воробьёныш вертлявую головку из норы и обмер: перед ним на двух лапах сидела чёрная птица, открыв рот. Воробьёныш зажмурился и упал, думая, что он уже проглочен. А чёрная птица весело каркнула, и все воробьи кругом неё попадали на спины от смеха — то был не коршун, а старая тётка ворона…
— Что, похвальбишка, — сказал хомяк воробьёнышу, — надо бы тебя посечь, ну да ладно, поди принеси шубу да зёрен побольше.

Надел хомяк шубу, сел и принялся песенки насвистывать, а воробьи да вороны плясали перед норой на полянке.
А воробьёныш ушёл от них в густую траву и со стыда да досады грыз когти, по дурной привычке.

Поделиться:

2 комментария

  1. Наташа:

    Спасибо, хороший план-проект в работе пригодится!

  2. Ирена:

    Большое спасибо !Очень хороший план -проекта , хочу использовать в своей работе !

Оставить комментарий