Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
Post Icon

«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

Автор: Копытина Галина Владимировна, воспитатель, 2-ая квалификационная категория, МБДОУ детский сад №31 г. Новочеркасск

Паспорт проекта:

Творческое название: «Город, что сердцу дорог»

Тема проекта: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

Автор: воспитатель: Г.В.Копытина

Участники: дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: долгосрочный, два года.

База реализации проекта: МБДОУ детский сад №31 «Журавушка»

Тип проекта: познавательный

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников актуально и значимо в условиях современной России. За последние несколько десятилетий много поменялось в жизни и мировоззрении нашей страны и народа, но несмотря на все изменения воспитание патриотических чувств остается одним из главных приоритетов нашего государства. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен он не ощущает своих корней своей истории. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Патриотизм применительно к дошкольникам, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Проблема:

Недостаточный уровень сформированности духовного, нравственного, патриотического воспитания; знаний об истории и традициях Родного края.

Гипотеза:

Если будет четко спланирована система работы по патриотическому воспитанию, то у детей будет развито ценностно-смысловое отношение к истории и культуре Родного края.

Цель:

Формирование основ духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения к истории Родного края.

Задачи:

- Прививать чувство любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте донских казаков

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Предполагаемый результат:

1. Проявление интереса к родному краю посредством детских рисунков, рассказов.

2. Знание своего города и народа, которое поможет ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.

3.Высокий уровень сформированности у дошкольников представлений о ценностях культурно-исторического наследия родного города, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям своего народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения Новочеркасска.

4.Увеличение возможностей и доступности участия дошкольников в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии.

Методическое обеспечение:

​ Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина

​ «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» Н.В.Алешина

​ «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина

​ «Природа и история родного края» М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская

​ «Доноведение для дошкольников» » Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина, Н.Е.Черноиванова

​ «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под ред. Л.А.Кондрыкинской

​ «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л.А.Кондрыкинской

​ «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова

​ «Воспитывая маленького гражданина» Г.А. Ковалева

​ «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской

План реализации проекта

1 этап – аналитический

Цель. Проанализировать имеющую проблему, определить цель проекта.

Содержание работы:

1.​ мониторинг детей (опросник, беседа по программе «Детство»)

2.​ Анкетирование родителей

3.​ Составление плана реализации проекта

2этап – организационный

Цель. Создание условий для реализации проекта.

Привлекла воспитанников и их родителей в поиск информации о родном городе: подборе фотографий и иллюстраций.

Обралась за помощью к работникам музея и турагентства, с целью подготовки и проведения для детей экс​курсий по музею и городу. Пополнила предметно-развивающую среду в группе:

- оформила уголок по патриотическому воспитанию детей: «Мой город», «Мой город, каким он был»;

- подобрали картинки и фотографии по тематике «Памятники города Новочеркасска», «Достопримечательности Новочеркасска»

Для организации непосредственной образовательной деятельности детей разработала конспекты о семье, детском саде, родном крае. Подготовили консультационный материал для родителей:

- «Семейные традиции»;

- «Без прошлого нет бедующего».

3 этап – основной

Цель. Реализация проекта.

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

Беседа «С чего начинается Родина?»

Цель. Формировать у детей интерес к своей малой Родине.

Рассматривание альбома «Мой город - Новочеркасск»

Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»

Рассматривание карты города Новочеркасска.

Экскурсия по городу «Мой город Новочеркасск»

Цель. Закрепить знание детей о родном городе.

Занятие «Столица Донского казачества – город Новочеркасск»

Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения к городу Новочеркасску – Столице Донского казачества, к памятникам и архитектуре города.

Октябрь

Беседа «Улицы города: название и расположение»

Цель. Расширять представление детей об улицах города, рассказать в честь кого они названы.

Беседа «Улица, на которой я живу»

Цель. Закрепить знания детей о своем домашнем адресе.

Рисование на тему: «Вот эта улица, вот этот дом»

Занятие «Улицы родного города»

Цель. Расширять представление детей об улицах города, рассказать в честь кого они названы.

Беседа «Как давали названия улицам»

Цель. Формировать представления детей о том, что название улицам давали люди, связывая их с какими-нибудь знаменательными событиями.

Экскурсия в музей «Истории Донского казачества»

Ноябрь

Занятие «История возникновения родного города»

Цель. Познакомить детей с историей родного города. Вызвать интерес к истории родного города.

Знакомство с гербом и гимном нашего города.

Занятие «История возникновения транспорта в нашем городе»

Цель. Познакомить детей с историей возникновения транспорта в нашем городе. Виды транспорта города.

Беседа «Транспорт города»

Цель. Расширить представление детей о городском транспорте.

Игровое упражнение «Знаешь ли ты, как доехать до дома?»

Декабрь

Занятие «Достопримечательности города»

Цель. Познакомить детей с памятниками известных людей, с их местоположением. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства уважения к далеким предкам.

Создание альбома«Достопримечательности Новочеркасска»

Дидактическая игра «Назови, кому установлен памятник?»

Занятие «Город - станица»

Цель. Познакомить детей с название станица; формировать у детей представления об особенностях образа жизни в городе и станице; познакомить с особенностями труда людей; воспитывать чувство уважения к людям разных социальных сословий.

Занятие «Казачий курень»

Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения дошкольников к укладу жизни казаков, их жилищу – куреню в процессе изобразительной деятельности.

Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Январь

Беседа «Обряды, обычаи и праздники на Дону»

Цель. Познакомить детей с обычаями, обрядами и праздниками на Дону.

Посещение дома-музеяИ.И.Крылова

Беседа «Обряды, обычаи и праздники на Дону»

Цель. Познакомить детей с обычаями, обрядами и праздниками на Дону.

Посещение дома-музея И.И.Крылова

Февраль

Занятие «Наши земляки-казаки»

Цель. Формировать представления детей о том, кто такие казаки; воспитывать интерес к истории.

Создание картотеки казачьих игр

Занятие «Наша армия родная»

Цель. Расширять представления об армии, формировать представления об особенностях военной службы; уточнить представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию.

Рисование на тему: «Наша Армия родная»

Развлечение «А ну-ка, папы»

Март

Беседа «Казачьи семьи»

Цель. Познакомить детей с казачьим бытом; дать детям представления о том, как в казачьей семье воспитывали мальчиков и девочек.

Чтение рассказа «Казаки – люди вольные»

Фотовыставка «Наш город сегодня»

Совместная работа родителей и детей рисование на тему: «Мой любимый город Новочеркасск»

Апрель

Совместная деятельность «Как у нас на Дону»

Цель. Формирование художественно-эстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре.

Выставка детских работ «Казаки - наши земляки»

Создание альбома «Памятные места Новочеркасска»

Игра – путешествие по родному городу.

Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях, улицах родного города.

Май

Занятие «Ничто не забыто, никто не забыт»

Цель. Формировать у детей представление об истории событий и героях г.Новочеркасска в годы ВОВ. Развивать эмоционально-ценностное отношение, к опыту старшего поколения, воспитывать чувство любви и уважения к Родине.

Викторина «Знаешь, ли ты свой город?»

Цель. Закрепить знания детей о родном городе, об историческом прошлом и настоящем, об историко-архитектурных памятниках. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, умения работать в коллективе.

4 этап – итоговый

Цель. Подведение итогов проектной деятельности.

Мониторинг детей, где дети показали наиболее высокие результаты, чем в начале проекта.

Итогом проекта стало проведение викторины «Знаешь, ли ты, свой город?», в ходе которого отслеживались знания детей о родном городе.

Заключение

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым, следовательно, взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий