Вы находитесь здесь: Главная > Портфолио > Педагогический опыт Колябиной Ларисы Васильевны, инструктора по физической культуре
Post Icon

Педагогический опыт Колябиной Ларисы Васильевны, инструктора по физической культуре

Автор: Колябина Лариса Васильевна, инструктор по физической культуре, МАДОУ комбинированного вида «Сказка»

 

Тема опыта: «Физическое воспитание детей через свободную игру в организованном пространстве».

Цель: Развивать познание себя, своих сил и возможностей, в свободной игре в организованном пространстве через физическую культуру.

ИПМ 1. Сведения об авторе.

Ф.И.О: Колябина Лариса Васильевна.

Образование: высшее,

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»

Должность: инструктор по физической культуре.

Педагогический стаж: 21 лет.

Стаж работы в занимаемой должности: 12 лет.

Квалификация: первая квалификационная категория.

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Физкультура для меня – не просто физическая нагрузка, совершенствование физических способностей. Образование человека должно проходить одновременно в двигательном, эмоциональном и интеллектуальном направлениях. Все компоненты, в том числе и физический, - только средство для решения жизненных задач, а физическое воспитание детей через свободную игру в организованном пространстве, это повод находить, налаживать связь между детьми, постигать связь между предметами и явлениями, проявлять внутренние ценности ребенка и для него самого, и для окружающих. Основной момент в том, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира.

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

В основу опыта положены следующие теоретические материалы:

- «Дифференцированные занятия по физической культуре» М.А. Руновой. 2008г;

- «Физкультура про другое» С. Реутский. Санк- Петербург 2006 г;

- «Лучшие развивающие игры для детей» А.Кузнецова Москва 2008г;

- «Подвижные игры для школьников» Л. Фатеева Ярославль Академия развития 2007г;

- «Развивающая педагогика для оздоровления» В. Кудрявцев,Б. Егоров. Москва 2000г;

- «Познавательные процессы: от теории к практике физического воспитания» И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. Тюменский государственный университет 2007г.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

У каждого ребенка заметна прирожденная потребность во все усложняющемся движение. Но, наверное, неправильно рассматривать это явление как чисто физиологическое? Вернее предположить, что ребенок стремится проживать двигательные аналогии типичных жизненных ситуаций дружбы – вражды, преодоления – отступления, напряжения – расслабление и т.д.

Но для этого ребенку нужна двигательная среда. Хорошо, чтобы эта среда была настоящая: горы, ручьи, поля, леса, пустыни, звери, птицы, путешествия, приключения. На улице мы можем ничего особо и не предпринимать – воспитывают обстоятельства. Зато в помещении именно от взрослых зависит, создадут ли они детям разнообразную двигательную среду, в которой те могли бы индивидуально или коллективно удовлетворять свои самые фантастические физкультурно – культурные потребности.

Мы можем назвать такую среду физически воспитывающим пространством: оно, с одной стороны, провоцирует ребенка на разнообразную двигательную деятельность, с другой затрудняет ее – а еще дает возможность выбора (по силам, по интересам и т.д.).

Цели и задачи, можно классифицировать по – разному. Можно исходить о представлении о ребенке как носителе телесного, душевного, и духовного.

На занятии традиционной физкультуры основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ребенка. А здесь же предпочтение отдается и творческому поиску ребенка. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах, через физическую культуру развивать познание себя, своих сил и возможностей:

​ Телесное развитие ребенка, развитие физических качеств: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, сила.

​ Развитие душевного состояния ребенка можно представить как эмоционально – образное, абстрактно – логическое и волевое начало.

​ Духовное развитие в ребенке это тайна. Внешне мы можем судить только по поступкам ребенка, по его «практическому мировоззрению» (нравственности).

У дошкольников между занятием и игрой в свободном пространстве нет резкой границы. Но в любом случае продолжается работа на выстраивание детьми своих «внутренних рамок», а не взрослому. Чем прочнее их внутренние рамки, тем меньше взрослому нужно устанавливать внешние.

ИПМ 5. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в том, что создана внешне очень простая, но хитроумная последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно сложных. В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ребенка. Здесь же предпочтение отдается творческому поиску каждого ребенка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования, в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах. Так через физическую культуру происходит общее развитие ребенка, в сотрудничестве со всеми явлениями, которые вокруг нас.

ИПМ 6. Адресность опыта.

Опыт может быть использован в детском саду, в семье, в начальной школе, для педагогов, которые через физическую культуру развивают в ребенке творческий поиск, познание себя и своих сил.

ИПМ 7. Трудоемкость опыта.

Очень интересно наблюдать за самостоятельными занятиями детей, отмечая, что им интересно, как они выдерживают рамки правил и насколько самоорганизовываются. Можно даже проводить тестирование:

​ что им самим хочется делать из того, чему мы их обучили;

​ какие рамки они при этом держат (мешают ли друг другу или нет, бросают предмет или кладут на место, учатся у других или замыкаются на себе).

Ведь единственный способ вырастить свои внутренние рамки – это научиться жить и действовать в условиях свободы.

Возникает особый вопрос о той или иной степени безопасности, которая нужна в каждом конкретном случае.

Поэтому для себя я выработала:

​ Обостренное чувство того, что происходит в зале с каждым ребенком группы;

​ Умение выделять точки напряжения и включаться в эти игровые ситуации;

​ Умение включаться в конкретную ситуацию, не упуская из вида всю картину происходящего и не забывать про нее.

​ В зависимости от ситуации, состояния ребенка разрешить или не разрешить такую игру или договориться по каким правилам будет проходить игра.

​ Если дети перевозбужденные и агрессивные, то можно, разрешить продолжить игру только успокоившись, обычно таким детям предлагается заняться другим более спокойным видом деятельности.

​ Если конфликтующие дети в игре, стоит приостановить игру и договорится о правилах (Так как играть интересней, чем сорится, обычно переговоры проходят без участия педагога и довольно быстро.)

ИПМ 8. Технология опыта.

В нашем детском саду созданы очень хорошие условия для всестороннего гармоничного развития ребенка, а именно, хороший спортзал, с неплохим спортивным инвентарем. Очень много всевозможных фигур (целая система комплексов) наполненная различным спортивным и игровым оборудованием (зона из мягких разных модульных фигур, гимнастических скамеек, лестниц, инвентаря для метания, барьеры для прыжков, наклонные доски, батуты, разные мячи, валики и т.д.), которые детьми используются на занятии и так же в свободной игровой деятельности. С детьми выстраиваем из них большой «город», где у каждой зоны придуманы названия «улиц», например: улица «метателей», «попрыгунчиков, «бегунов» и т.д., также легко наш «город» перестраивается в непроходимый лес, неприступные горы, где дети играют по всему пространству выстроенного модульного комплекса, то есть это пространство где дети работать могут без педагога, когда педагог не проводит занятия, а лишь задает внешние условия. А дети в них существуют по собственному разумению. По - другому его можно назвать свободно – двигательным пространством. Это пространство провоцирующее движения, побуждающее физическую нагрузку играя в нем и в него; в то же время его легко изменять и приспосабливать для различных заданий детям, которые можно давать прямым и косвенным образом. Оно создается для того, чтобы частично освободить занятие физкультуры от необходимости заниматься развитием физических качеств. Но в процессе его использования оказалось, что в нем можно создавать условия и для тренировки умения преодолевать, терпеть, сотрудничать. Это место находится в свободном доступе детей, побуждает их не только к ползанию и упражнению на гимнастических снарядах, но и к метанию, прыжкам и другим видам самостоятельной деятельности.

Например, если оборудовать «городок» «гнездами» возле гимнастической стенки, то дети с пола «улетят» наверх. Проложить туннели – и они, как кроты, исчезнут в них. Выставить барьеры – начнут прыгать и ползать.

Возможные этапы освоения элементов комплекса:

​ Преодоление препятствий любым способом.

​ Усложнение траектории движения.

​ Установление препятствия на пути движения.

​ Преодоление препятствий определенным, обусловленным способом.

​ Преодоление препятствий каждый раз новым способом, не повторяясь.

Выбирая себе игру, дети имеют возможность самостоятельно двигаться, подбирая себе физическую нагрузку. В таком свободном двигательном пространстве дети вырабатывают универсальные умения: умение выбирать дела и замыслы по своим силам, умение в нужный момент отказаться от чего – то или попробовать большую степень сложности выполняемого движения или упражнения. Здесь ребенок учится оценивать ситуацию. И если рисковать, то рисковать обоснованно.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий