Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Педагогический проект «Логопедическая гостиная»
Post Icon

Педагогический проект «Логопедическая гостиная»

Автор: Меркулова Мария Васильевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад «Ласточка»,  с. Кыштовка, Новосибирская область

Тип проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2018 – Май 2019 года

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Содержание проекта:

Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка - дошкольника путём их активного включения в коррекционный процесс.

Обоснование проекта:

В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" сказано, что "поддержка семейного воспитания включает... создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми".

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Успех коррекционного воздействия на воспитанника во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько интересны и разнообразны формы взаимодействия. Взаимодействие будет успешным, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками коррекционного процесса, и поэтому необходимо:

- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

- разъяснить и познакомить, в чем состоит логопедическая работа;

- научить использовать игровые приёмы по коррекции речи  для дальнейшего закрепления в домашних условиях.

Но на сегодняшний день существует ряд проблем:

- рост количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся в условиях логопункта ДОО;

- уровень знаний родителей о речевом развитии детей не позволяет осознавать им необходимость участия в коррекционном процессе и воздействовать на речь ребёнка в домашних условиях.

Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Цель проекта:повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста и повышение результатов коррекционной работы.

Задачи:

- выяснить образовательные потребности родителей и уровень знаний в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;

- повысить интерес родителей к логопедической работе ДОО и помочь стать активными участниками коррекционного процесса;

- способствовать закреплению полученной информации на практических семинарах.

Ожидаемые результаты:

- родители активно включены в коррекционный процесс по устранению речевых недостатков детей;

- родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда», а также информацию из папок-передвижек в каждой возрастной группе ДОУ;

- повышается уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов.
Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ

1.Положительная динамика речевого развития;

2.Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

3.Индивидуальный подход к каждому ребенку.

1.Положительная оценка деятельности ДОУ;

2.Готовность и желание помогать ДОУ;

3.Использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

1.Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

2.Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

3.Удовлетворенность собственной деятельностью;

4.Качественно организованная система повышения квалификации;

5.Учет положительной динамики в речевом развитии детей.

1.Благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

2.Положительная динамика в дальнейшем развитии и сотрудничестве с родителями.

 

Возможные риски:

Трудности взаимодействия с родителями, не желающими проникнуться проблемой речевого развития ребёнка.

Практическая значимость проектазаключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический

процесс, методические пособия для домашнего использования родителями,

диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития могут быть реализованы педагогами, логопедами и родителями.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап— подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

Подбор упражнений для развития речевого дыхания.

Подбор артикуляционных игровых упражнений.

Подбор игр и упражнений на развитие фонематического слуха.

Анкетирование родителей (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.

2 этап— основной (практический).

Задачи:

-разработать план методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

-полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закреплять в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

- Проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.

- Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

- Создание информационно-методического стенда «Советы логопеда» и папок-передвижек (ежемесячно, теоретический материал), публикации материала на страничке логопеда на сайте д/с;

- Сбор и изучение информации (поиск информации в сети Интернет, и других источниках).

- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т. п.)

Данные формы работы позволяют

- привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе;

- установить между педагогами и родителями доверительные отношения;

- осознать родителям улучшение результатов в речевом развитии ребенка от совместной деятельности.

3 этап— заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

Перспективный план реализации проекта

п/п

Срок

Формы и

методы работы

Содержание работы Результат Ответственный
1этап Подготовительный Сентябрь 1.Анкетирование родителей. Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей

Учитель-логопед
2 этап Основной Октябрь Семинар-практикум для родителей «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Практические задания. Протокол проведения семинара –практикума; отзывы родителей Учитель-логопед
Ноябрь Мастер-класс «Речевое дыхание - основа правильной речи». Обучение комплексу упражнений для развития речевого дыхания. Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей Учитель-логопед
Декабрь

Консультация

«Научитесь слышать звуки»

Тематическая консультация с практической частью по обучению комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Протокол проведения консультации, отзывы родителей Учитель-логопед
Февраль Семинар-игротека «Ловкие пальчики» Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, знакомство с играми и упражнениями, изготовление пособий своими руками. Протокол проведения семинара, отзывы родителей, дидактические пособия, выполненные родителями и детьми. Учитель-логопед
Апрель «День открытых дверей» Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия (согласно плану ДОУ) Отзывы родителей Учитель-логопед, воспитатели
Май Праздник красивой и правильной речи Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях Отзывы родителей

Учитель-логопед,

муз. руководитель, воспитатели.

 

Ежемесячно «Домашняя игротека» Знакомит родителей с играми и упражнениями для использования дома. Обмен опыта «Игры наших родителей»     Картотека игр и упражнений в «Уголке логопеда», папках-передвижках Учитель-логопед
Еженедельно Индивидуальные консультации Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам Журнал регистрации консультаций для родителей Учитель-логопед
Ежемесячно Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда», информации в папках-передвижках по группам д/с Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей Папки-передвижки, информационные листы. Учитель-логопед
3.Заключительный этап Май

Мониторинг

(анкетирование)

работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Анкета для родителей Учитель-логопед
Май Мониторинг детей Выявление уровня речевого развития детей Логопедическая диагностика Учитель-логопед
Май Участие в РМО Обмен опытом работы Презентация проекта Учитель-логопед

Список литературы:

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М.: Просвещение, 1989.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. «Основы логопедии», М., Просвещение, 2015.
  3. Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье», М., Мозаика-Синтез, 2011.
  4. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Ж-л «Логопед», 2005 № 5.
  5. Михеева И.А., Чешева С.В. «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда», СПб, изд-во Каро, 2009.
  6. Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», М.,2015.
  7. Воробьева Т.А. «Дыхание и речь», СПб, Литера, 2014.
  8. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!»,СПб, Литера, 2015.

Приложение 1.

Анкета для родителей

1.Обращаете ли Вы внимание на речь вашего ребёнка? __________________________________________________________________

2.Какие речевые проблемы Вас беспокоят в настоящее время? __________________________________________________________________

3.Обращались ли Вы раньше к каким-либо специалистам? (логопед, психолог, невропатолог, отоларинголог) __________________________________________________________________

  1. Как Вы предпочитаете узнать о речевом развитии ребёнка, об игровых методах и приёмах, которые можно использовать дома? (отметьте галочкой)

Консультация___

Мастер-класс___

Семинар-практикум___

Письменные рекомендации___

Индивидуальная беседа___

  1. Как Вы занимаетесь с ребёнком по развитию речи дома? _________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Теги: , ,

Поделиться:

Оставить комментарий