Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Школа Светофорика»
Post Icon

Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Школа Светофорика»

Автор: Шило Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, СП «Детский сад №32» ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани, Самарской области

Вид проекта: долгосрочный

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и наряду с другими задачами, предполагает создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности детей. В том числе ценностей здорового образа жизни и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека. А также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.

Алгоритмом проекта послужило высказывание: «Если помнить об опасностях на дороге, можно оградить себя от беды».

Актуальность проекта:

На сегодняшний день актуальным является вопрос подготовки ребенка к самостоятельным шагам в современных условиях нашей жизни. Дети дошкольного возраста представляют собой особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, особенностью психо- физического развития, дети иначе воспринимают окружающую действительность. Во многом окружающую действительность они воспринимают сквозь призму своего «детского мира». Они хуже ориентируются в пространстве, зачастую недооценивают возможную угрозу, они импульсивны и непредсказуемы. Ведь не факт, что оказавшись один на улице, в ситуации, угрожающей его собственной безопасности, ребенок сможет правильно принять решение и применить те знания и навыки, которые он получил в образовательном учреждении. Систематическое, целенаправленное педагогическое воздействие формирует не только качества необходимые для гармонического развития личности, но и грамотного и безопасного поведения в быту и на улицах города.

Проблема:

Безопасность жизни наших детей – является важнейшей задачей взрослых. Всем нам хочется видеть детей счастливыми и здоровыми. Поэтому безопасность их жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Каждому родителю хочется верить, что с его ребенком ничего страшного на дороге не случится. Но в современном мире не приходится уповать на случай. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожных происшествий: по статистике каждой десятой жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок, и особенно много случаев летом –в каникулы. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Все мы живем в обществе, в котором необходимо соблюдать ряд тех или иных правил. И, безусловно, правил поведения в дорожно- транспортной обстановке. Детский травматизм. Сколько боли и жалости в этом словосочетании. На ум приходят лишь слова: «Если бы перешел, где положено. Если бы не поспешил…». Однако, дорога не терпит сослагательного наклонения. Поэтому на нас, на взрослых, лежит огромная ответственность за наших детей, за их становление как участников дорожного движения.

Воспитание ребенка начинается в семье, поэтому важнейшим фактором приобщения детей к этике дорожно- транспортного поведения, являются родители. Задача образовательного учреждения- сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка безопасного поведения. Родители не всегда способны профессионально, с учетом возрастных особенностей детей, подойти к обучению азам правил дорожного движения. Необходимо выработать единые педагогические требования к дошкольнику.

Данная проблема привела к разработке долгосрочного проекта в подготовительной к школе группе «Школа Светофорика». Срок реализации проекта рассчитан на один год обучения.

Объект проектной деятельности:

Процесс воспитания и обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города.

Предмет проектной деятельности:

Инновационные технологии, проектный метод, условия для проведения проекта.

Цель проекта:

Обеспечение безопасности ребенка – дошкольника и формирование адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях для предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Задачи проекта:

Продолжать формировать знания детей о правилах дорожного движения.

Прививать детям осознание того, что нет дороже ценности, чем человеческая жизнь.

Осознание детьми себя, как непосредственного участника дорожного движения.

Закрепление у детей правил поведения в общественных местах.

Создать развивающую среду для детей, с целью приобретения опыта поведения на улицах и дорогах.

Обеспечить консультативную помощь родителям о соблюдении правил поведения на улицах и дорогах, с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь людей.

Создание « педагогической копилки» передовых и новых форм работы по ПДД.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Программа реализации проекта:

Подготовительный этап.

Формирование целей и задач проекта.

Знакомство с педагогической литературой, изучение положительного опыта.

Сбор необходимого материала.

Вовлечение родителей в суть проекта.

Создание условий для обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Основной этап.

Подбор необходимого дидактического материала, с учетом выбранного алгоритма проекта.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Организация совместной деятельности родителей и воспитателей.

Разработка НОД, целевых прогулок, досуга и развивающих игр.

Оформление стенда по ПДД и выставки рисунков детей.

Оформление консультаций, советов родителям.

«Творческая мастерская» по приобщению родителей к выполнению совместных творческих заданий.

Организация совместной деятельности с «Юными инспекторами движения».

Заключительный этап.

Презентация проекта.

Мониторинг знаний детей ПДД.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Умение самостоятельно оценивать дорожно - транспортные ситуации.

Наличие умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Привлечение родителей к проблеме дорожно- транспортного травматизма.

Эффективное использование предметно-развивющей среды группы

Обобщение опыта через «педагогическую копилку».

Критерии оценки реализации проекта:

1.Диагностика детей по ПДД:

- Знает и применяет элементарные правила поведения в общественных местах.

-Знает и объясняет назначение специального вида транспорта.

- Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Подземный и наземный переходы», «Остановка общественного транспорта», «Пункт медицинской помощи».

- Расширение представлений о деятельности инспектора ГИБДД.

- Полное владение соответствующей дорожной терминологией.

- Знает и различает дорожные знаки – «запрещающие», «предупреждающие».

2. Показатель удовлетворенности родителей совместной работой с образовательным учреждением по обучению детей правилам дорожного движения.

Структура проекта:

Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

Аналитический блок

Анкетирование.

Мониторинг.

Тестирование.

Этот блок включает в себя активные методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования.

Мониторинг позволяющий отследить эффективность реализации данного проекта, который проводится один раз в год, в мае.

Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы относительно проблем проекта.

Информационный блок

Подбор наглядной информации.

Оформление фотовыставок, папок- передвижек.

Проведение презентаций.

Составление памяток для родителей.

Этот блок отвечает за оформление наглядной агитации для родителей, которая регулярно обновляется.

Образовательный блок

Традиционные формы и методы работы:

Семинары – практикумы.

Круглые столы.

Тематические дни и недели.

Праздники и досуги.

Творческие конкурсы и выставки.

Нетрадиционные формы и методы работы:

Семейные творческие проекты.

Сотрудничество с организацией «Юный инспектор движения».

Практический блок

Календарно – тематический план работы на год обучения.

Практический блок составлен на основе аналитического и организационного блока, который интегрирован в календарно- тематический план работы.

Календарно- тематический план работы в рамках проекта «Школа Светофорика».

Сентябрь.

Анкетирование родителей: «Какие мы пешеходы?»

Консультация для родителей «Воспитываем пешехода».

НОД

-Беседа «Знакомство с дорожными знаками»

-Целевая прогулка к дороге.

-Д/И «Веселый светофор».

-Конструирование «Дорожные знаки для настольных игр».

Октябрь.

Совместная творческая работа всех участников проекта «Макетирование игрового уголка по ПДД».

НОД

- Знакомство с видами транспорта.

-Наблюдение на прогулке за транспортом вокруг детского сада. Д/И «Назови виды транспорта»

- Рисование «Машины на улицах нашего города».

- Сюжетно- ролевые игры «Мы – автомобилисты».

Ноябрь.

Составление родителями плана –схемы безопасного пути от дома до детского сада и школы.

Консультация для родителей « Ребенок и дорога».

Совместный досуг с воспитанниками детской организации «Юный инспектор движения».

НОД

- Развитие речи «Что мы видели на улице».

- Конструирование «В два ряда дома стоят».

Декабрь.

Консультация для родителей «Зимние забавы и дорога».

Фото-коллаж для родителей «Как нам весело зимой».

НОД

- Беседа « Играем на улице зимой».

- Заучивание стихотворения Я. Пишумов «Самый лучший пешеход».

- Использование макета «Наша улица» в д/и «Улица полна неожиданностей».

Январь.

Круглый стол для родителей «Воспитываем маленького пешехода». (из опыта семейного воспитания)

Выставка детских рисунков «Веселый Светофорик».

НОД

-Интегрированная «В стране дорожных знаков».

- Ознакомление с художественной литературой : Н. Носов «Автомобиль».

Февраль.

Конкурс мини – проектов между родителями группы «Воспитываем юного пешехода».

Приглашение для беседы с детьми инспектора ГИБДД.

НОД

- Рассматривание подборки иллюстративного материала по ПДД и опасным ситуациям на дороге.

- Целевая прогулка к ближайшей остановке автобуса.

- Развлечение « В гости к загадкам Светофорика».

Март.

Совместная творческая деятельность родителей и детей «Улица, на которой я живу» (фото, рисунки, поделки). Организация выставки.

НОД

- Тематический медиа – проект « Дорожная азбука».

-Коллективная аппликация «Наша улица».

- Сюжетно – дидактическая игра «Нам на улице не страшно».

Апрель.

Анкетирование для родителей.

Консультация для родителей «Типичные ошибки при обучении детей ПДД».

НОД

- Беседа о «запрещающих» и «предупреждающих» знаках.

- Целевая прогулка к перекрестку. Световые сигналы машин.

- Рисование «Как мы переходим дорогу».

- Досуг с элементами кукольного театра «Научим Буратино быть умным пешеходом».

Май.

Мониторинг детей по ПДД.

Отчет о результатах мониторинга.

Консультация для родителей «Осторожно, лето!».

НОД

- Досуг совместно с организацией «Юный инспектор движения» посвящение в пешеходы.

- с /р игры по ПДД на площадках детского сада.

*** Участие детей в городском конкурсе рисунков «Дорожные приключения».

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе с интеграцией познавательного и художественно-эстетического развития на тему: «Дорожные знаки».

Цель: обобщить и закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения. Совершенствовать умение быть ответственным пешеходом.

Задачи:

1. Познавательное развитие. Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.

2. Художественно – эстетическое развитие. Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы( краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки). Развивать творческое воображение, композиционные умения детей.

3. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

4. Речевое развитие. Активизировать речь детей терминами по правилам дорожного движения. Совершенствовать умение логично высказывать свою мысль.

Предварительная работа:

Занятия по ПДД в группе. Дидактические игры: «Наша улица». Поставь дорожный знак», «Светофор», «Угадай, какой знак» и т. д. Чтение художественной литературы по теме ПДД. Экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Материалы к занятию: «испорченные дорожные знаки», бумага разного формата, краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки на всех детей. Иллюстративный материал «Дорожные знаки».

Ход занятия: в гости к детям на занятие пришел Светофорик. « Ребята, я пришел к вам за помощью. Дело в том, что я живу в Волшебной стране, у нас все было хорошо, но однажды Фея-неразбериха прислала озорной вихрь. Он утащил все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг на краю страны. Жители нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, что просто беда. Ни один знак теперь не похож на себя, я сейчас покажу их вам ( вывешивает испорченные дорожные знаки, дается время на рассматривание знаков ). В городе стали происходить аварии, пешеходы попадают под колеса автомобилей, автомобили не могут переехать ЖД переезд, дикие животные боятся переходить дорогу, проходящую по лесу, пешеходы ссорятся с водителями, пассажиры не могут понять, где « пункт питания», а где «пункт техобслуживания». Ребята, только вы можете нам помочь! Исправьте наши знаки.

Воспитатель: молодцы, ребята, что вы согласны помочь Светофорику. Но сначала нужно повторить, какие дорожные знаки существуют и что они обозначают, а Светофорик нас послушает и скажет свое мнение. (Ответы детей о дорожных знаках с использованием иллюстративного материала).

Светофорик : молодцы, ребята! Вы хорошо знаете ПДД и дорожные знаки, но что нам делать с испорченными знаками? (Дети предлагают нарисовать уже существующие и придумать новые знаки для Волшебной страны и ее жителей ).

Воспитатель: давайте разделимся на три группы; первая группа будет рисовать предупреждающие знаки, вторая- запрещающие, а третья- информационно-указательные и знаки сервиса.

Дети делятся на группы и распределяют между собой, кто какие знаки будет рисовать . (Самостоятельная работа детей). Светофорик, посмотри, как дети справились с заданием. (Смотрит, оценивает работы). Но это еще не все. Сейчас ребята нарисуют еще по одному знаку, которые они придумали сами. Эти знаки не простые, они помогут жителям волшебной страны в их веселой жизни. ( Самостоятельная работа) .

Светофорик: очень интересные знаки, а что они обозначают? ( Творческие рассказы детей). А сейчас я пойду украшать вашими знаками свою волшебную страну.(Прощается).

Воспитатель: вы хорошо поработали, а чьи знаки и рассказы про них понравились вам больше всего? (анализ и самоанализ).

Подборка стихотворений для работы с детьми

С. Яковлев

Читает книжку глупый слон

На самой мостовой,

И невдомек ему, что он

Рискует головой.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора:

Нужно правила движения

Выполнять без возражения.

Это всем вам подтвердит

Добрый доктор Айболит.

Я. Пишумов

Песенка о правилах

Везде и всюду правила их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.

Свои имеют правила шофер и пешеход.

Как таблицу умноженья, как урок,

Помни правила движенья назубок!

Помни правила движенья, как таблицу умноженья,

Знай всегда их назубок.

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Все время будь внимательным и помни наперед:

Свои имеют правила, свои имеют правила

Шофер и пешеход!

Пешеходный светофор

На посту стоят два брата: то один здесь, то другой.

На посту стоят два брата, каждый – бравый часовой.

Вот выходит братец красный, он спешит предупредить:

«Стойте, граждане, опасно вам сейчас переходить!»

Встал на пост зеленый братец, улыбаясь, говорит:

«Вот теперь стоять вам хватит, проходите, путь открыт!»

Днем и ночью оба брата службу верную несут,

Вы их слушайтесь, ребята, вас они не подведут.

В. Кожевников

Светофор

Перейти через дорогу вам на улицах всегда

И подскажут и помогут говорящие цвета.

Красный свет вам скажет: «Нет!»

Сдержанно и строго.

Желтый свет дает совет подождать немного.

А зеленый свет горит- проходите- говорит.

С площадей и перекрестков на меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный долговязый светофор.

Он и вежливый , и строгий, он известен на весь мир.

Он на улице широкой самый главный командир.

У него глаза цветные, не глаза, а три огня!

Он по очереди ими смотрит сверху на меня.

Я его, конечно, знаю, да и как его не знать!

Я отлично понимаю все, что хочет он сказать!

Я. Пишумов

Машины

На улице нашей машины, машины.

Машины малютки, машины большие.

Эй, машины, полный ход! Я примерный пешеход:

Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю.

Спешат грузовые, фырчат легковые.

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы.

Машины выходят с утра на работу.

Консультативный материал для родителей

Правила поведения на дорогах.

С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Но об одном виде воспитания, от которого зависит жизнь ребенка, родители часто забывают. Это правила поведения на дорогах. По статистике 25% дорожных происшествий с участием детей происходит по их же вине.

ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ.

Демонстрируйте на личном примере как правильно переходить дорогу. Особенно тщательной подготовки требуют дети, которые идут в 1 класс. Раньше им не приходилось переходить улицы в одиночку: они всегда были под присмотром. Но даже если вы собираетесь сами отводить ребенка в школу и забирать его, это не значит, что ему не захочется на перемене сбегать куда-нибудь с новыми друзьями. Он должен быть готов правильно вести себя и без вашего присмотра.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ…

Чтобы ребенок прочно усвоил правила, ему надо не просто сто раз их услышать, а увидеть, как их выполняют, своими глазами. Поэтому проводите обучение в условиях приближенных к «боевым», то есть на дороге. Заранее скажите: «Завтра мы будем учиться переходить дорогу» и повторите вместе с ним правила. Потом обучайте ребенка на практике. Но обязательно постоянно и подробно объясняйте, что вы делаете и почему. И каждый раз при переходе улицы обсуждайте с ребенком, чего в этот момент надо остерегаться, куда смотреть и как поступать. Не упрощайте задачу, а наоборот, выбирайте сложные переходы с интенсивным движением, где решение приходится принимать самому. Обратите внимание ребенка на тех, кто неправильно переходит улицу, объясните, почему это опасно.

ФОРС - МАЖОР.

Если ваш ребенок уже научился правильно вести себя на дороге, обязательно обсудите с ним, как надо вести себя в непривычных обстоятельствах.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ РАБОТАЕТ СВЕТОФОР? Попросить кого-нибудь из взрослых перевести его, или в крайнем случае перейти дорогу самому, четко соблюдая правила. Понаблюдайте за ним, когда он сам переходит дорогу.

НА ЧТО ОРИЕНТИРУЕТСЯ ВАШ РЕБЕНОК ПРИ ПЕРЕХОДЕ? На светофор, на машины или на других людей?

КАК ОН ПЕРЕХОДИТ УЛИЦУ В КОМПАНИИ СВЕРСТНИКОВ? Соблюдает правила или пробегает перед машиной вместе со всеми?

ВНИМАНИЕ! Никогда не нарушайте правила, если идете вместе с ребенком. Объяснения типа: «Сейчас ты со мной, поэтому правила можно нарушить»- не годятся. У ребенка, который хочет чувствовать себя взрослым, всегда будет соблазн повторить ваш «подвиг» и проскочить под носом у машины.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК.

1. Нельзя играть на дороге и на тротуаре рядом с дорогой.

2.Нельзя переходить улицу на красный свет независимо от того, едут в данный момент по дороге машины или нет: машина может появиться внезапно.

3. Нельзя выбегать на дорогу.

4. Нельзя выходить на проезжую часть из-за препятствий (припаркованных машин), когда ни пешеход, ни водитель не видят друг друга.

5. Нельзя в ожидании зеленого света светофора или автобуса стоять на дороге и у самого края тротуара.

6. Ходить нужно только по тротуарам. Если приходится идти по дороге, то двигаться надо навстречу движению, чтобы пешеход видел машину, а водитель- идущего навстречу пешехода.

7. Без родителей переходить улицу лучше в группе пешеходов.

Литература
Извекова Н. Занятия по ПДД.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.

Шорыгина Т. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. –М.: ООО «ТЦ Сфера», 2011.

Шорыгина Т. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М.: ООО «ТЦ Сфера», 2011.

Халитов Э. Учебное пособие для дошкольных образовательных учреждений «Если с другом вышел в путь». Самара.: Министерство образования и науки, 2008.

Теги:

Поделиться:

1 комментарий

  1. Аноним:

    Очень хороший проект!!!

Оставить комментарий