Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Край родной, навек любимый»
Post Icon

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Край родной, навек любимый»

Автор: Шешегова Н. М., воспитатель I квалификационной категории МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко» ОВ, с.Здвинск, Новосибирской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта «Край родной, навек любимый»
Тип проекта Информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный
Возраст детей Старший дошкольный возраст
Исполнители Дети старшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность 15.09.2014 – 15.05.2015
Раздел программы Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, ОО«Социализация»
Тематическое поле Экология. Формирование основ экологической культуры.
Актуальность В период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания.Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, вызвать желание познать родную природу, родной дом, профессии родных, местные достопримечательности.
Цель Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу.
Задачи

1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, селу.

2. Создавать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, села.

4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно - диагностический

2 этап - формирующий

3 этап - обобщающий

Результат Фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, выставки.
Презентация проекта Оформление стенда «Край родной, навек любимый»»

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему селу – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему селу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать

условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

ЦЕЛЬ

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу.

ЗАДАЧИ

1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, селу.

2. Создавать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, села.

4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

- дети старшей группы (5-6 лет)

- педагоги

- музыкальный руководитель

- инструктор по физической культуре

- родители воспитанников

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. экскурсии
  2. игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры)
  3. НОД – познание, коммуникация, художественная литература
  4. Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, конструирование, лепка, ручной труд

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Формирование доброжелательных отношений между детьми в группе;
  2. Расширение представлений детей о правилах поведения в общественных местах, об их обязанностях дома и в группе детского сада
  3. Углубление представлений детей о членах своей семьи, о сотрудниках детского сада
  4. Формирование представлений о малой Родине (своем селе), его достопримечательностях, людях, прославляющих его.
  5. Воспитание чувства уважения к своей семье, сотрудникам ДОУ, чувства гордости за свою Родину

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами патриотического воспитания.

3 этап- обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня патриотического воспитания детей. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ»

Месяц, тема Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей

Сентябрь

«Моя семья»

ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»: « Я и моя семья»

ОО «Художественно –эстетическое развитие» : «Полюбуйтесь, это Я»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны», конструирование «Мой дом», заучивание пословиц и поговорок о семье, создание книги рассказов о бабушках и дедушках, чтение Е.Благинина «Мама спит, она устала», «Кто кому кто?» Я.Акима Создание фотовыставки «Наша дружная семья», выставка «Герб нашей семьи» ,составление генеалогического древа семьи Родительское собрание «Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте», консультация «Родительский дом – начало начал»

Октябрь

«Мой детский сад»

ОО «Познавательное развитие»:

«Детский сад – вторая семья»

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: «Осенний букет» (печатание листьями)

Рассматривание картины «Дети в детском саду», экскурсия по детскому саду, беседа «Кто работает в детском саду», конструирование «Детский сад моей мечты», ситуативный разговор «Мы приходим в детский сад…», аппликация «Герб нашей группы»,экскурсия по территории ДОУ, создание символа нашей группы Выставка « Осень в гости к нам пришла», фотовыставка «В детском садике своем очень дружно мы живем»

Ноябрь

«Животный мир нашего края»

ОО «Познавательное развитие»: «Богатства нашего края», «Жизнь зверей осенью»

ОО «Художественно – эстетическое развитие «Кто живет в лесу» (рисование)

Загадки о животных, лепка «Зайчик», просмотр презентации «Животные леса», беседа «Как животные спасаются от холодов», дидактическая игра «Летает, плавает, ползает», экскурсия в парк, слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» Оформление стенда «Животные нашего края», фотовыставка «Мой четвероногий друг» Консультация «Четвероногий друг для вашего ребенка»

Декабрь

«С чего начинается Родина?»

ОО «Познавательное развитие»: «Знакомство с родным селом»,

ОО «Художественно – эстетическое развитие : «Наша река Каргат»

Конструирование «Дома на нашей улице», экскурсии по улицам села, экскурсия в детскую библиотеку, рассматривание герба Здвинского района Конкурс – выставка «Лучшая новогодняя игрушка» Консультация «Безопасность детей в зимний период»

Январь

«Моё село»»

ОО «Познавательное развитие»: «История моего села»

ОО «Художественно – эстетическое развитие : «Что меня окружает?»(рисование)

Беседа «Село мое родное», просмотр презентации «Наше село Здвинск», аппликация «Моя улица» Фотовыставка «Как мы встречали новый год»,составить план-схему пути от своего дома в детский сад. Консультация «Чем занять ребенка на прогулке зимой?».

Февраль

«Мы – здвинчане»

ОО «Познавательное развитие»: «Здвинский район – наша гордость и сила»

ОО «Художественно – эстетическое развитие «Здания нашего села»(школа, поликлиника, детский сад, аптека, магазины)

Беседа «По памятным местам», экскурсия в музей, составление книги детских рассказов о селе Газета « Мой папа самый лучший», спортивный праздник«Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!» Консультация «Роль отца в становлении личности ребенка»

Март

«Защитники Отечества»

ОО «Познавательное развитие»: «Защитники Отечества», ОО «Художественно – эстетическое развитие «Военная техника»

Экскурсия в музей,Заучивание «Родина», А. Прокофьев. Рассматривание альбомов иллюстраций о защитниках Отечества.

Беседа о Российской Армии. Заучивание пословиц, поговорок об армии, рассматривание репродукции Васнецова «Богатыри»

Конкурс рисунков «Парад военной техники», Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники». Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Апрель

«Москва – столица России»

ОО «Познавательное развитие»: «город герой – Москва», ОО «Художественно – эстетическое развитие «Башни Кремля» (рисование) Рассматривание иллюстраций о Москве. Выучить стихотворение о Москве, о Родине., просмотр презентации «Экскурсия по Москве», беседа «Президент нашей страны» Конкурс рисунков «Этот удивительный космос» Консультация «Права ребенка»

Май

« Я гражданин России»

ОО «Познавательное развитие»: «Символика в жизни нашей страны» Барельеф «Российский флаг», Рассматривание стягов, флагов, гербов различных стран, прослушивание гимна России, экскурсия к памятникам на площади ДК, беседа «Главный праздник страны – День Победы», Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов, слушание и пение фронтовых песен ,беседа о подвигах солдат во время ВОВ Оформление стенда «Край родной, навек любимый», развлечение «Наша дружная семья» Консультация «Безопасность детей в летний период»

Использованные материалы

  1. Наталья Арапова-Пискарева «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

  2. Майя Маханева: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

  3. Татьяна Шорыгина: Моя семья. Методическое пособие
  4. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. 
  6. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. 
  7. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/03/26/nash-kray-rodnoy-proekt
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/15/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-0
  10. http://festival.1september.ru/articles/615833/

.

Поделиться:

2 комментария

  1. Светлана:

    Молодцы! Четко, конкретно, «без воды» и напыщенных фраз! Сами видно писали!

  2. эльвира:

    Спасибо большое. Четкая, доступная структура составления.

Оставить комментарий