Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Педагогический проект «Приёмы фантастического преобразования объектов как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Post Icon

Педагогический проект «Приёмы фантастического преобразования объектов как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Гладченко Инна Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек»
г. Белоярский

1.​ Пояснительная записка.

Социально-экономические преобразования, научно-технический прогресс диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью быстро ориентироваться и адаптироваться к новым условиям, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Ведь все культурные ценности, накопленные человече​ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече​ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Актуальность проблемы развития творческих способностей в образовании обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей воспитанников.

Психологические аспекты проблемы формирования творческой личности в основном изучены, педагогические же основы этого процесса представлены недостаточно подробно. Особенно данная проблема касается периода начального становления личности, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Современная педагогическая практика пытается решить это противоречие разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании ребенка; прорывами к перспективным образовательным ценностям и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребенка; внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут детям не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.

Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей воспитанников является наиболее сложной и трудно реализуемой, так как нужно для каждого ребенка создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы, приёмы и формы обучения, помогают педагогу определить ту возможную меру включённости обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

Анализ состояния группы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволил определить противоречия между:

​ необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуально личностного развития;

​ стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

​ между природными задатками старших дошкольников к фантазированию, творчеству и отсутствием эффективной технологии для развития таковых;

​ между необходимостью разностороннего использования детских игр, как важнейшего фактора творческого развития ребенка и достаточно выраженной «игровой дистрофией» у нынешних дошкольников.

Необходимость пересмотра стратегии педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей является основным фактором создания проекта «Приёмы фантастического преобразования объектов, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Приёмы фантастического преобразования объектов являются основной частью одной из наиболее эффективных технологий, адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии, созданной Г. С. Альтшуллером для активизации мыслительной деятельности людей. Данные приёмы ТРИЗ-технологии способствуют с одной стороны, развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - повышению уровня коммуникативной, информационной, проектной компетентности воспитанников.

Основным механизмом используемых приёмов является доведение до крайней степени проявления какого – либо признака или его полное уничтожение. Общая цель приёмов - научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку. Приемы рассматриваются и вводятся на конкретных примерах и ситуациях в процессе образовательной деятельности, а затем закрепляются в повседневной жизни. На основе этих приемов происходит и закрепление сказок, и инсценирование, и драматизация, развиваются артистические способности, формируется речь, развиваются коммуникативные навыки и умения, и, конечно же, мышление, воображение ребенка. Дети учатся их применять и использовать для решения сказочных задач, а затем уже и для решения жизненных ситуаций.

В основу проекта положена идея: воспитание ребенка - дошкольника - инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития творческих способностей.

Методологическую основу проекта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия.

Новизна проекта заключается в использовании типовых приемов фантазирования ОТСМ-ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В результате деятельности разработан перспективно-тематический план обучения детей старшего дошкольного возраста типовым приемам фантазирования и анализу сказочных проблем.

Длительность функционирования, история развития проекта.

Экспериментальное обучение проходило в детском саду «Снегирёк» с сентября 2011 г. по май 2013 года.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий