Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Педагогика оздоровления в системе коррекции речевой патологии у детей дошкольного возраста.
Post Icon

Педагогика оздоровления в системе коррекции речевой патологии у детей дошкольного возраста.

Автор: Елизарова Юлия Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка»

Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

-сохранение физического и психического здоровья детей,

-нормализация двигательной активности,

-коррекция недостатков речи,

-успешная социализация детей с дефектами речи.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности.

Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-развивающего пространства с сетью интегрированных связей. Комплексный подход педагогов к данной проблеме ,использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интегрированные связи между специалистами , работающими с детьми .

Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых нами:

* дыхательная гимнастика;

* упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;

* развитие мелкой моторики;

* физминутки;

* бионергопластика;

* массаж и самомассаж;

* кинезиологические упражнения;

* элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок терапии;

* психотерапевтические методы.

  1. Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. В своей работе мы используем также комплексы дыхательно-голосовых упражнений для профилактики простудных заболеваний, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно-звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла.

Мотивируем интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

  1. Зрительная гимнастика. Мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, поэтому на своих занятиях уделяем достаточно времени зрительной гимнастике. Это стало нормой, правилом жизнедеятельности. За основу берем упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации мышц глаз из кинезиологической гимнастики.
  2. Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая и важная часть логопедической работы. Регулярное выполнение поможет:

1) укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе;

2) уменьшить спастичность артикуляционных органов;

3) улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.

  1. Развитие мелкой моторики. В своей работе для развития тонкой моторики мы используем резиновые мячи, эспандеры, разнообразные сыпучие материалы, счетные палочки и т.д. Мы разработали календарно-тематическое планирование пальчиковых игр, игры включаем во все виды занятий, также используем графические диктанты по лексическим темам в подготовительных группах; обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях, различные задания в сухом бассейне.
  2. Физминутки. Основные задачи физминутки: снятие усталости и напряжения;внесение эмоционального заряда; совершенствование общей моторики; выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
  3. Мышечная релаксация. Релаксация – это комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата. Используем стихотворные тексты с упражнениями на расслабление.
  4. Биоэнергопластика (сопряженная гимнастика). Для достижения лучших результатов в работе по коррекции речи, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей применяем такой метод, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения артикуляционного аппарата и руки, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.

  1. Кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения и письма. Используем упражнения: «Ухо-нос», «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т.д.
  2. Самомассаж. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц, используем упражнения «Ёжик» и «Наше тело». Некоторые упражнения можно выполнить с орехами:прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки; кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орехи в середину ладони другой руки; раскатывать орех на поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин. С помощью еловых, сосновых шишек, бигудей можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.
  1. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Цель занятия с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция двигательных процессов.
  2. Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Она может оказать влияние на развитие детской речи. Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции жизненно важных органов человека. На своих занятиях мы стараемся использовать этот метод в сочетании со зрительной гимнастикой. Большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превращать скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получает интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука [Ж]: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
  3. К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формул на логопедических занятиях и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность к деятельности. У ребенка появляется желание преодолеть свой речевой дефект.
  4. Су-джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Вывод: применение системы методов педагогики оздоровления, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка .

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий показало:

- у детей улучшаются соматические показатели здоровья,

-повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей,

-повышается речевая активность,

-нормализуется речевое дыхание,

-активно развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений и оздоровлении детей.

Список литературы

  1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». Москва. Просвещение. 2003.
  2. Ахутина Т.В. здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2. С. 21-28.
  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль, 1998.
  4. Введение в психодиагностику /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 2000.
  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
  6. Из истории музыкального воспитания: Христоматия /Сост. О.А.Апраксина. - М., 1990.
  7. Микляева Н.В. «Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности» УЦ «Перспектива», М., 2010г.
  8. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ//Методист.-2005.-№ 4.С.61-65.

 

 

 

 

Теги: , , ,

Поделиться:

Оставить комментарий