Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Пересказ рассказа «Осень»
Post Icon

Пересказ рассказа «Осень»

Автор: Попова Т. И., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 58 г. Иркутска

(по И. Соколову-Микитову)

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1.​ Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

2.​ Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

3.​ Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.

4.​ Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Оборудование: предметные картинки с изображением грибов и ягод; фонограмма П.И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»); осенние пейзажи; магнитная доска.

Предварительная работа:

​ Знакомство с творчеством писателя И. Соколова-Микитова;

​ Чтение рассказов про осень;

​ Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»;

​ Разучивание пословиц об осени;

​ Дидактические игры: «Времена года», «До, между, после» (по временам года и месяцам).

Ход занятия

1.​ Организационный момент:

Дидактическая игра «Что лишнее?»

- мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

- сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

- клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

(дети отвечают развёрнутыми предложениями, используя союз «потому что»).

2. Подготовка к восприятию текста.

Предлагаю детям отгадать загадки, найти схематические изображения отгадок и поместить их на магнитную доску:

- приходит по луже, уходит по стуже. /осень/

- по небу плывут, дождик несут. /облака/

- муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова! /паутина/

- кто шляпу на ногу надевает? /гриб/

- была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. /ягода/

3. Чтение рассказа.

Внимательно прослушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осень». После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновки, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

4. Беседа по содержанию:

- какое время года наступает после знойного лета? (после знойного лета наступает золотая осень)

- по какому небу бегут облака? (по высокому небу бегут облака)

- что летает над землей в погожие, теплые дни? (в погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина)

- какие грибы растут по опушкам лесов? (по опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)

- что рассыпано по кочкам в болотах (в болотах рассыпана румяная клюква)

- какая ягода краснеет на лесных полянах? (на лесных полянах краснеют гроздья рябины)

5. Лексико-грамматические упражнения:

а) «Подбери признак» активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.

- Осень (какая?) (золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая…)

- А в рассказе какая осень? (золотая)

- Небо какое? (прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т.д.)

- А в рассказе небо какое? (прозрачное высокое)

- Лето какое? (знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т.д.)

- А в рассказе какое лето? (знойное)

б) упражнение «Почему?» (на развитие воображения, логического мышления). Выставляю на мольберте картинки с изображением грибов и ягод, спрашиваю, почему их так называют:

- Красноголовый подосиновик (потому что шляпка гриба красного цвета)

- Зеленоватые и розоватые сыроежки (потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые)

- Скользкие грузди (потому что большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)

- Душистые рыжики (грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом)

- Румяная клюква (ягода красная, алая, как щеки на морозе)

- Гроздья рябины (много ягод на одной веточке).

6. Повторное чтение рассказа (развитие внимания, память).

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий