Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Песочная терапия»
Post Icon

«Песочная терапия»

Автор: Титова А. С., МАДОУ "Колобок" г. Ноябрьск

осознании образных представлений большую роль играет работа руками и использование осязательных ощущений - игры с песком помогают в развитии моторики и графических навыков! Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное, волшебное воздействие. Они сгребают песок руками, делают из него узоры. В отличие от песочницы, в которой ребенок сидит или стоит на коленках, лоток с песком располагается на столе напротив ребенка.

Ограничивающая рамка дает ребенку чувство надежности, во время работы он может ходить вокруг или останавливаться в одном положении. Располагать лоток можно вдоль или поперек. Под стеклянное дно в качестве фона можно положить разноцветную бумагу, фольгу или собственные рисунки ребенка . С помощью специального предмета можно быстро разровнять песок и начать игру заново. Это мотивирует ребенка и побуждает его к экспериментированию. В след за игровыми упражнениями можно проводить с детьми занятия по рисованию конкретных форм. Впрочем , в своих рисунках ребенок сам показывает нам, какие образы он открыл и как выражает себя на языке рисования.

Из каракулей возникают первые конкретные формы, и это архетипы круга и креста на основе прямых и изогнутых линей. А затем из них появляются треугольники, квадраты, прямоугольники, звезда, спираль.

Какие инструменты необходимы для работы с песком:

-кисточки;

-скалочки;

-скребки;

-инструмент для выравнивания песка;

-поддон ( древесина с небьющимся стеклом);

-крышка;

-кварцевый песок;

-зеркало (устанавливается в центр, одновременно ребенок может наблюдать за ходом своей работы);

-мячики.

Сейчас я хочу вам предложить мастер –класс, который я проводила с педагогами.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Когда песочные часы начинают свой счет времени,

Будущего у него много, а прошлого нет совсем.

Но постепенно будущее из верхнего сосуда пересыпается в нижний,

В котором песочные часы собирают прошлое.

Я предлагаю посмотреть на песочные часы некоторое время и ответить на вопрос

«Что вы чувствуете при виде этого предмета?» (предполагаемые ответы)

- скоротечность жизни;

- я смотрела на течения песка завороженно;

-я хочу его потрогать, пересыпать;

-море, солнце, хорошее настроение.

У каждого из вас свои ощущения по отношению к песку.

Итак, тема нашего сегодняшней встречи : «Песочная терапия, как разновидность арт-терапии, или искусство обретения гармонии».

Мастер класс я предлагаю в форме педагогической студии. В основе такой формы лежат три ключевые метода: иллюстрация, аналогия и упражнения.

Я надеюсь на совместную, плодотворную работу в завершении которой каждый из вас получит совокупность педагогических методов и приемов, что позволит внедрять в свою работу с детьми.

А сейчас внимание на экран.

(видеоролик о песочной терапии)

Психолог: песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развитие творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

За изобретение уникальной методики лечения песком мы благодарны Карлу Юнгу. История говорит, что после ссоры с учителем Зигмундом Фрейдом молодой аналитик отправился к маленькому озеру. На берегу, он долго размышлял, перебирая пальцами песок. Через несколько минут, Юн с удивлением заметил, что агрессия и раздраженность ушли в песок. В тот день Карл Юнг спокойно принял решение, как разрешить конфликт.

Психолог: арт – терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, психотерапевтическая, диагностическая, коррекционная, развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество. Метод песочной терапии способствует : развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, связную речь, наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности . Применении этой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта.

Скажите есть ли среди вас педагоги, которые используют данную методику в своей работе? ( предполагаемые ответы педагогов ).

- да но в формате центра песка и воды;

-нет, мне кажется, что данная методика затрачивает много времени;

-от такой терапии только грязь в группе.

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Для организации занятий потребуется:

- планшет , поддон, стол – в зависимости от помещения ( если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если оборудование, то лучше приобретать планшеты. Так же необходим кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов песка для арт - терапии)

Рисование песком – это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможно выразить свои чувства и эмоции без слов.

Методика песочной терапии способствует развитию фантазии тактильных ощущений, связной речи, улучшает память, борется со стрессом.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта ( снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций.

Манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

-дети чувствуют себя более успешными;

- на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

- в детском саду ребенок легче адаптируется в коллективе.

Песок – это праздник детства, это знойное, дурманящее экзотическими запахами южное лето, это паруса свободы и новые чарующие дали.

Сейчас я хочу вам продемонстрировать часть занятия на морскую тему. ( звучит спокойная музыка, педагог демонстрирует свою работу).

А теперь я хочу дать вам возможность почувствовать данную методику. Для этого предлагаю разделиться на две группы .

Я предлагаю вам выразить на песке, то для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему обратиться на прямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Уважаемые коллеги, что вы почувствовали при работе с песком.

Рефлексия: участники мастер-класса делятся своими впечатлениями держа в руках песочные часы. ( предполагаемые ответы)

-Песок это юношеские надежды и мечты.

-Это вера в любовь и дружбу.

-Это неторопливая и вдумчивая беседа с собой.

-Песок-это сладкое одиночество

Поделиться:

1 комментарий

  1. блошка:

    песочная терапия и рисование песком,как то все в кучу.На мой взгляд, песочная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии(википедия) (у нас этим занимается психолог),рисование песком (и на стекле и цветным песком на бумаге) или песочная анимация-больше худ.творчество(педагог по изо деятельности)

Оставить комментарий