Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > План работы кружка по сенсорике «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Post Icon

План работы кружка по сенсорике «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Автор: Шихалиева Шахла Шихали кызы, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №350»

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

​ Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

​ Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

​ Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Методы:

​ Игровой метод (дидактические игры).

​ Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

​ Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

 

Актуальность.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Месяц

Сроки

Тема

Цель

Сентябрь

1неделя

«В гостях у Осени»

​ Закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур;

​ развивать действия соотношения геометрических фигур с эталоном;

​ закрепить название овощей и фруктов;

2неделя

«В гостях у Осени»

​ Закрепить свойства предмета: тяжёлые предметы тонут, лёгкие – не тонут;

​ развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы воспитателя;

​ воспитывать любовь к природе.

3неделя

«Волшебная коробочка

Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4. Развивать мелкую моторику.

4неделя

Д/и: «Шнуровка»

Развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Октябрь

1неделя

«Протолкни предмет»

Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

2 неделя

«Как Миша и Мишутка подружились»

Обогащать представления детей об окружающем мире, о разных литературных жанрах (загадки, стихи, песенки, потешки), активизировать словарь: чайная посуда, пара, поровну, один, много, круглый, квадратный, треугольный, дикое животное – медведь о том, что каждый предмет имеет цвет, форму, размер и предназначение..
Учить детей ориентироваться в основных цветах спектра, форме и размере;

3 неделя

Своими руками: игрушки из подручных материалов.

4 неделя

Д/и: «Полянка»

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

5 неделя

Д/и: «Подбери чашку к блюдцу»

Учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

ноябрь

1неделя

«Найди домик для каждой рыбки»

Развивать зрительное внимание и память.

2 неделя

«Гусеничка крупеничка»

Развивать тактильные ощущения у детей.

развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

«Сложи из палочек».

развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

На столе раскладываются счетные палочки.

Ребенок должен сложить из палочек фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

4 неделя

Д.и«Найди заплатку».

Учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Декабрь

1 неделя

«Зима пришла»

2 неделя

«Ёлка в гости к нам пришла»

Развивать умения детей располагать прищепки определенного цвета, используя дидактическую игру: «Укрась елочку».

Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета.

Продолжать совершенствовать умение детей водить хоровод.

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

3 неделя

Я слепил снеговика

Развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

4 неделя

Д/и: «Бусы»

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Январь

2 неделя

«Колобок и шарики»

Закрепить сенсорные эталоны: форма, размер, обогащать словарный запас,

воспитывать у детей интерес к занятию.

3 неделя

«Зимний пейзаж».

Познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем.

4 неделя

Д/и: «Разложи фигуры по местам»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Февраль

1 неделя

«Снеговик в гостях у ребят»

Употреблять в речи названия основных цветов. Развивать речевую активность :Продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве, подбирая в соотношении: большой, поменьше, маленький.

2 неделя

«Разноцветные шарики»

     Упражнять в группировке предметов  по цвету.

Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

3 неделя

«Дорисуй картинку»

Способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени.

4 неделя

Д/и: «Угадай на вкус»

Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Март

1 неделя

«Ведёрки для Зайки и Мишки»

учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

2 неделя

“Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

3 неделя

«Дорисуй картинку с помощью пуговицы»

развивать воображение и творчество детей.

4 неделя

Д/и: «Лёгкий – тяжёлый»

Предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях

Апрель

1 неделя

«Плывут наши кораблики»

Учить детей создавать композицию. Используя игровые приемы, закреплять у детей умение рисовать горизонтальные линии, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, формы, величины. Развивать у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Способствовать обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

2 неделя

«Волшебный зонт»

Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.

3 неделя

«ТРИ ПОДРУШКИ»

Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящие между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

4 неделя

Д/и: «Ёжики»

Май

1 неделя

«Найди такой же узор».

«Подбери себе соседа».

Научить детей последовательно осматривать расчлененную форму, выделять, называть и запоминать ее части, их пространственное расположение.

Упражнять детей в сопостановлении и обобщении предметов по цвету.

2 неделя

« Мы составляем петрушку».

Формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы. В этой игре дети должны применять 3 типа прямоугольника, различающихся между собой по величине и пропорциям, - составлять фигуру петрушки из мазайки.

3 неделя

«Найди на ощупь».

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

4 неделя

Д/и: «Укрась бабочку»

Развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами.

Работа с родителями.

1.​ Консультации на темы:

​ «Развитие сенсорных способностей детей »;

​ «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;

​ «Дидактические игры по сенсорике».

2.​  Выставка дидактического материала.

3.​ Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка .

4.​ Индивидуальные

Поделиться:

Оставить комментарий