Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Post Icon

Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Автор: Винокурова Елена Юрьевна, воспитатель I квалификационной категории МАДОУ №14 «Теремок» г. Ишимбай, РБ

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы он вырос всесторонне развитым. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев. Для того чтобы развивать мелкую моторику и индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Проработав и проанализировав авторскую программу Г.Н. Давыдовой пришла к выводу, что творчество и всестороннее развитие детей невозможно без практической работы, поэтому, необходимо развивать умение, навыки, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально личностное отношение к искусству. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. На вопрос почему? Можно ответить просто: во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею). Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Все эти движения снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций.
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Рисование пластилином позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Использование пальчиковых игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживать интерес к изучаемому развивает творческое воображение, образное мышление. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Детское творчество-это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там, как дома, стараюсь делать жизнь маленького человека интереснее и насыщение.
В нашем методическом пособии предлагается практический материал с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики через пластилинографию из моего личного опыта работы.

Конспект занятия в младшей группе на тему:
« Солнышко проснулось, всем улыбнулось».

Интегрированные задачи:
Формировать умение передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей отзывчивость ,умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Поддерживать интерес и желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа:
Разучивание стихов о солнышке.
Оборудование: картон голубого цвета, пластилин желтого ,оранжевого цветов, доска для лепки, персонажи к сказке «Утренние лучи» К.Ушинского для фланелеграфа.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отгадать загадку:
Кто утром раньше всех встаёт,
Кто всем тепло и свет даёт?
-Правильно ребята ,это солнышко. Просыпается солнце раньше всех, умывается из тучки, чтобы быть чистым и свежим ,а потом поднимается высоко- высоко в небо. Послушайте я расскажу стихотворение про солнышко.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали. (Г.Бойко)

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий