Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Познание математической действительности
Post Icon

Познание математической действительности

Автор: Дан Елена Ивановна, МБДОУ Детский сад "Золотой ключик" ДО г. Ноябрьск

«Опя-а-а-а-ть математика!» - с восторгом говорит Ваня. Интонация, с которой ребёнок произносит эти слова, может послужить показателем его отношения к обучению вообще и к математике в частности. «Математика всегда остаётся для учеников трудной работой», - так утверждал полвека назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики не очень изменилось. «Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе»,- об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное, познать радость, при преодолении трудностей.

Учёными давно замечено: в словаре детей 5-6 лет наиболее часто употребляемое слово “почему”. С этого слова начинается, по сути, открытие мира. Дошкольника можно сравнить с исследователем, первооткрывателем, который с одинаковым интересом и старательностью изучает дождевого червя, мыльный пузырь, вселенную.

Прислушайтесь к разговорам и рассуждением детей, и вы убедитесь, что далеко не всегда это просто болтовня, как считают многие взрослые. Оказывается, ребёнок знает довольно много интересных вещей, которые иногда высказывает в весьма оригинальной форме. Как же нужны ему доброжелательность собеседника, ими должны стать воспитатели и родители.

“Давай перевернём несколько листиков календаря, чтобы день рождения наступил скорее”,- в ожидании праздника просит дочка.

“Мама, мама, почему, как только глазки начинают чесаться, сразу ночь наступает?”
Эти высказывания детей отражают прекрасный путь, которым идут дети в процессе осознания окружающей, в т.ч. математической действительности.

Необходимо бережно относиться к такого рода высказываниям и вопросам ребёнка, не иронизировать, не смеяться: нетактичность взрослого может затормозить мысленную активность ребёнка, которая имеет поистине бесценное значение для его развития. Ученые отмечают, что оберегают ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности.

Взрослые порой поражаются, как быстро ребёнок усваивает довольно сложные математические представления: легко запоминает трёхзначный номер автобуса, двухзначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет называть числительные по порядку в пределах 100, 1000 и 10000.

Чувствуя потенциальные возможности детей, взрослые нередко начинают форсировать изучение, ими математики, давая им формализованные знания. Вот хорошо известная ситуация: перед 5-летним ребёнком лежат 4 зелёных и 5 синих кружков. «Каких кружков больше? – спрашивает воспитатель – Зелёных или синих? На сколько?» «Синих кружков больше, чем зелёных, на …5»,- отвечает юный математик. Мама в смятении: «Что ты говоришь? Ведь ты умеешь считать до 100… Как же не можешь ответить на такой простой вопрос?» А дело вот в чём. Вопрос является для ребёнка доступным, а поиск ответа не затрудняет его, когда он понимает закономерность, понимает логику рассуждений.

Спонтанно накопленный опыт чувственный и интеллектуальный может быть объёмным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло - вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.

Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, в активности дошкольника обследовательской, предметно - манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности. Если у ребёнка отсутствует образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но не продолжительное время. А главное - механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации, производится с трудом, а нестандартные – становятся вообще невозможным. В программе детского сада специальный раздел посвящён математическому развитию дошкольников. У них в доступной форме формируется представление о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания.

На основе развёрнутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементарной поисковой деятельности.

Познавательная деятельность организуется также с учётом индивидуального темпа продвижения ребёнка.

Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечает отечественный психолог Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги. При изучении многих математических понятий, дети опираются на чувственный опыт, на «память рук, глаз», которые они приобрели в раннем детстве.

Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявление активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Нужно дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику.

Важное место в обучении дошкольников математике, отводится организации поисковой деятельности. Нередко в семье взрослые не позволяют детям «изучать» свойства предметов, «экспериментировать», т.к. бояться, что они замочат рукава рубашки, испачкают стены или стол, насорят, разобьют что- то, обрежутся и т.д. Все эти опасения обоснованы, однако, не должны стать препятствием для детского экспериментирования. Необходимо и дома, и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Например, сравнение объемов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел (мука, сахар, песок, соль, крупы), при приготовлении пищи использование измерения, при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта и т.п. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Но игра формализованная, затянутая во времени лишенная эмоционального накала, занижающая или завышающая интеллектуальные возможности детей может принести даже вред, т.к. снижает интерес ребенка к играм. Однообразные упражнения при обучении математике, бытуют в домашнем и общественном воспитании дошкольников. Их заставляют подолгу упражняться в счете до 100, решать бесчисленное количество однотипных примеров или задач. Взрослые подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще и еще. При обучении математике используют как настольные, так и словесные игры: «Наоборот», «Летает – не летает», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко», «Да или нет» и другие.

При обучении детей математике, основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться одолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а также не бояться ошибок. Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькулятор, компьютер, как составили календарь и т.д.

Научить ребёнка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигнуть математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования дошкольников.

Поделиться:

Оставить комментарий