Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Познавательно-творческий проект «Дружная семейка» по сотрудничеству с родителями (законными представителями)
Post Icon

Познавательно-творческий проект «Дружная семейка» по сотрудничеству с родителями (законными представителями)

Автор: Бабаева Нурае Баласыевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад "Сказка" п. Приполярный

Аннотация:

Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать и развивать свою деятельность без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. Особая помощь требуется детям и родителям (законным представителям) в период адаптации к условиям детского сада. Оказать помощь на практике позволит реализация проекта «Дружная семейка» в 1 младшей группе МБДОУ детский сад «Сказка». Проект "Дружная семейка" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. В данном проекте представлены формы работы по возрождению и сохранению семейных традиций, разработаны конспекты совместных мероприятий родителей с детьми, оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Актуальность проекта:

Семья и дошкольное учреждение - два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Чтобы ребенок не испытывал дискомфорт, необходимо создание единой воспитательной среды, тогда он почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для нравственного развития младшего дошкольника.

Обоснование необходимости проекта:

Тяжелая адаптация детей к посещению детского сада, сопровождающаяся их частыми болезнями и эмоциональными стрессами для самих детей и их родителей (законных представителей).

Новизна:

  • Адаптация родителей (законных представителей) к дошкольному образовательному учреждению;

  • Комплексное взаимодействие всех участников проекта в создании комфортных условий для адаптации ребенка к условиям ДОУ;

  • Повышение компетентности педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) по вопросам проектной деятельности;

Цель проекта:

Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;

  • воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью;

  • установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Гипотеза:

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как отчей семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  • безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;

  • осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;

  • пробуждение чувства радости и гордости за свою семью.

У родителей:

  • возрождение и сохранение семейных традиций;

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;

  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов:

  • содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;

  • разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;

  • разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов.

Ресурсы:

Материально-технические:

Инструменты и материалы для изготовления и оформления группового помещения 1 младшей группы ДОУ;

Кадровые:

Заведующий, заместитель по УВР, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели.

Информационные:

Теоретическая и методическая литература, интернет - ресурсы.

Партнеры:

Педагоги, специалисты, родители (законные представители)

Целевая аудитория:

Дети младшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители (законные представители),

План реализации проекта:

Этапы Цели этапа:

I  этап (июнь – август 2014 года):

Подготовительный.(организационный) .

  • Формирование проблемы, цели задач проекта и действия по организации;

  • Сбор информации о детях и семьях воспитанников;

  • Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.

II этап (сентябрь 2014 года – апрель 2015 года):

Основной.

  • Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи;

  • активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.

III этап (май 2015 года):

Итоговый (заключительный).

  • Подведение итогов;

  • Оформление материалов по проекту;

  • Создание презентации.

План реализации проекта:

Форма работы

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

1

2

3

4

I  этап (июнь – август 2014 года)

Подготовительный (организационный)

Работа с родителями

1.Создание банка данных по воспитанникам 1младшей группы и их семьям

1.Комплексное анкетирование по выявлению потребностей родителей (законных представителей) в воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ и социума.

2.Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.

Июнь 2014 г.

Заведующий,

зам по УВР, воспитатели 1 младшей группы, педагог-психолог, медицинская сестра

2.Нормативные документы

1.Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения.

2.Заключение договоров с родителями воспитанников 1 младшей группы

Август 2014 года

Заведующий,

зам по УВР,

3. Экскурсия родителей по ДОУ

1.Ознакомление с помещением 1 младшей группы.

Июнь – июль 2014 года

Зам по УВР, медицинская сестра, педагог-психолог

4. Оформление листов наблюдений, карты развития и портфолио на каждого ребенка.

1.Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи:

анкетирование воспитателей и родителей.

Август 2014 года

Разработчик проекта

Работа с педагогами

Круглый стол

«Игры и игрушки в детском саду»

Сентябрь 2014 года

Зам по УВР, медицинская сестра, воспитатели 1 младшей группы

Консультации

Тренинги

Круглый стол

Адаптационный период в ДОУ (без родителей)

Сентябрь

Зам по УВР, медицинская сестра, воспитатели группы

Тренинги для родителей

«Какая я мама», «Скажи как ты меня любишь», «Детский мир глазами взрослого»

Август 2014 года

Педагог-психолог

4.Родительские собрания

Вопросы адаптации детей к условиям ДОУ;

Обсуждение вопросов физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.

Сентябрь 2014 года

Зам по УВР, воспитатели, специалисты, старшая медицинская сестра

Заведующий, зам по УВР

Встреча

Знакомство детей с воспитателями 2 младшей группы на прогулочной площадке

Август –сентябрь 2014 года

Воспитатели 1 младшей группы

Сбор фотографий на тему "Наша дружная семья"

Консультации

  • "Здравствуй, детский сад";

  • "Адаптация ребенка к режиму, детского дошкольного учреждения";

  • «Период раннего детства».

Сентябрь 2014 года

Зам по УВР, воспитатели 1 младшей группы, педагог-психолог, медицинская сестра

Памятки

  • Как надо любить ребенка;

  • Как провожать ребенка из дома в детский сад;

  • Как встречать ребенка дома;

  • Капризы детей;

  • Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"

II этап (сентябрь 2014 года – апрель 2015 года):

Основной

Занятие

"Русская изба" в мини-музее с приглашением бабушек

Октябрь 2014 г.

Оформление группы и игрового участка

Фотогалерея "Мои бабушка и дедушка"

"Сказочный городок" – оформление беседки на игровом участке группы в летний период

"Лучшая группа"

Декабрь 2014 года – январь 2015года

Оформление участка с родителями "Морозный мир" в зимний период

Выставки, фотогазеты

Организация выставки семейных поделок "Дары осени"

Октябрь – Ноябрь 2014 года

Организация семейной выставки "Мои руки не для скуки"

Март 2015 года

Оформление фото газеты "Мы развиваемся"

Апрель 2015 года

Организация выставки "Подарки Деда мороза"

Январь 2015 года

Конкурсы

Проведение новогоднего досуга

В течение года

Проведение досуга с родителями "В гостях у Бабы Яги"

Организация семейного конкурса "Нарядим куклу к празднику"

Организация трудового дела "Саночки для внучки"

Участие семей в районном конкурсе "Пожарная ярмарка"

Участие семей в районном конкурсе "День космонавтики"

"В гостях у Карлсона" -проведение праздника именинника

"В гостях у бабушки Арины"-цикл занятий погружения в историю русских традиций на базе мини-музея "Русская изба"

18. Экологические рейды (Птичкина столовая )

Папина мастерская

19.Конкурс на лучшее оформление участка "Зеленый сад"

III этап (май 2015 года):

Итоговый

Подведение итогов проекта.

3. День открытых дверей "Наши успехи"

Май 2015 года

Зам по УВР, воспитатели 1 младшей группы

2. Проведение праздника ",Мама, папа, я очень дружная семья"

3. Оформление альбома "Детский сад- моя семья",

Конференция «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье»

Ожидаемые результаты:

Краткосрочные:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;

  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;

  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ;

  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Долгосрочные:

  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ;

  • Повышает компетентность родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;

  • Укрепит детско-родительские взаимоотношения, способствует развитию сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития и воспитания детей;

  • Разработка и реализация новых проектов по оснащению предметно-развивающей среды ДОУ совместно с родителями воспитанников;

Оценка рисков:

  • Использование в воспитательно-образовательном процессе метода проектов — разрушение стереотипов, мешающих развитию ДОУ, преодоления формализма, пассивности педагогов и родителей;

  • Непонимание родителями актуальности проекта;

  • Непринятие педагогами пенсионного и предпенсионного возраста, нежелающих работать в инновационном режиме;

  • Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов в проектной деятельности.

Поделиться:

Оставить комментарий