Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Презентация проекта «Музыкальная карусель» на тему Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора
Post Icon

Презентация проекта «Музыкальная карусель» на тему Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора

Автор: Якимчук Елена Анатольевна, музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория, МБДОУ Детский сад № 49 с.п. Старый городок, Одинцовский район, Московская область

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора

Слайд №1

Звучит 1 куплет русской народной песней "Пойду, выйду ль я" в исполнении педагога.

Слайд №2

Педагог. Как приятно слушать слова русской народной песни. И, конечно, очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь. Каким примитивным стал наши слова , как оскудел наш богатый образами русский язык!

Слайд №3

Поэтому сегодня одной из самых важных задач в воспитании становится приобщение подрастающего поколения к детскому фольклору, а в конечном итоге - обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие "родина", "Россия"….

Слайд №4

Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психо-эмоциональное и физическое состояние детей признано совершенно бесспорным.

Пение русских песен способствует постановке правильного дыхания; исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию такого качества характера как воля, активизирует память, внимание, снимают страхи, агрессию и замкнутость детей. Также народные игры развивают речь, обогащают словарный запас детей, помогают преодолеть детскую скованность.

Слайды № 5, №6

Цели и задачи по приобщению детей к музыкальному фольклору сложились за время моего увлечения этим видом народной культуры. С его помощью можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка

Слайды №7 ,№8

Применяя различные методы обучения, мне хотелось бы, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.

Слайд № 9, №10

Для решения поставленных задач , в последнее время я стала использовать музыкально-дидактические игры, объединенные единым образным предметом - каруселью, без которой, кстати, на Руси не обходился ни один народный праздник.

Причем она может быть использована не только в музыкальной деятельности, но в других образовательных областях, предусмотренных ФГОС .

Но вернемся к музыкальному фольклору.

И что немаловажно, исходя из основных компетенций, сформулированных ФГОС, используя это дидактическое оборудование, дети сами могут принимать решение, проявлять свои чувства и эмоции именно в игровой деятельности.

Слайд №11

Итак, сам по себе музыкальный фольклор – явление необычное, объединяющее, ведь в нем взаимосвязаны музыка, пение, движение и игра на простых инструментах.

Народная песня

Народная хореография

Народные игры

Народные музыкальные инструменты.

И в каждой области решаются свои мини-задачи.

Слайды № 12

Знакомство и приобщение детей к русской народной песни решает большой объем задач.

Слайд № 13

Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки.

Основная задача здесь - научить детей исполнять песни ритмично. Эту задачу я решаю так.

Слайды №14, 15

На занятии я объясняю детям: "Посмотрите, ребята, кто сел на нашу карусель? Куколки? Давайте их покатаем" ( раскручиваю с детьми карусель). Ой, смотрите, у наших кукол глазки закрываются, наверное, спать захотели. Давайте возьмем их на руки и укачаем. Что для этого надо сделать? Правильно, спеть колыбельную песню." Дети разбирают кукол, поют им колыбельные. Причем не только с классическим, всем известным текстом, но и придумывают текст сами, проявляя талант в импровизации.

Слайды - № 16, №17, №18

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара и дети уже различают понятия "низко-высоко" . Работая над звуковысотым слухом детей, я предлагаю детям поиграть в "Детский сад для зверят" и использовать карусель для выбора "сыночка" ( мягкой игрушки). Если ребенок выбрал зайчика, объясняю : "Мама - зайчиха маленькая, пушистая, нежная. Как она поет - высоко или низко?" Дети выбирают вариант и исполняют колыбельную как зайчик.

А вот как, например, прозвучит колыбельная, которую поет мама-медведица? И не забывайте, что , как известно, у медведя нет слуха, и с этим как раз отлично справится ребенок, который не очень чисто интонирует, но будет чувствовать себя очень значимым среди детей. Таким образом, решается еще одна задача - психологическая устойчивость ребенка в коллективе.

Слайды № 19, №20, №21

В старших группах значительно расширяется песенный репертуар.

Вводится такое понятие как "жанр народной песни" - лирические, шутливые, обрядовые и, пожалуй, самые любимые - частушка и строевые песни.

Решая задачу закрепления знаний о жанрах, дети на карусели выбирают знакомый жанр народной песни и исполняют ее. Например, "строевая народная песня".

Слайд №22, №23

Также в старшем возрасте, дети начинают понимать суть обрядовых песен и с удовольствием импровизируют, составляют свои заклички, на основе уже известных. Здесь также могут применяться выбранные на карусели, картинки с образами, которые могут встречаться в закличке, например: "весна, "солнце красное","птички", "травка", и т.д.

Слайд № 24

Игра на детских музыкальных инструментах, пожалуй, самое любимое занятие детей на музыкальных занятиях. Прибегая к этому виду деятельности, можно решить немаловажные задачи в музыкальном воспитании.

Слайды № 25, 26

В младшей и средней группах можно использовать карусель для первичного знакомства с народными инструментами. Дети, останавливая карусель, сами выбирают тот музыкальный инструмент, про который им будет рассказывать педагог, либо угадывают его по загадке и сами играют на нем.

Слайд № 27, № 28

В старшем возрасте перед детьми ставятся задачи уже более сложные, например, узнать инструменты, звучащие в оркестре. Для решения задачи по закреплению знаний о народных музыкальных инструментах также можно использовать карусель, расположив карточки или сами инструменты на внешней стороне. Либо использовать карточки с определенным ритмическим рисунком для исполнения на инструменте, которые дети выбирают сами.

Слайд № 29

Так что наша карусель оказалась весьма действенным способом в знакомстве и с закреплением знаний детей музыкальному фольклору. Да что дети! Карусель может быть использована и при встречах с родителями. С ее помощью можно провести консультацию для родителей, о том, как знакомят их детей с музыкальным фольклором.

Слайд № 30

И, в итоге очень приятно наблюдать, когда все знания, все умения, приложенные в процессе знакомства и детей и взрослых с музыкальным фольклором за несколько лет, становятся основой для большого народного праздника в подготовительной группе, такого, например, как ярмарка.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий