Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Причины и формы проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте
Post Icon

Причины и формы проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте

Автор: Бутузова Н. Н., воспитатель МДОУ детский сад 1693

      Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

    В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Такое поведение  агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим .

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. По данным Х.Хекхаузена, доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. В этом возрасте усиливается исследовательский инстинкт и значительно расширяются социальные контакты ребенка. С другой стороны, ребенок  сталкивается с системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между любознательностью и родительским «нельзя», ребенок испытывает депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей, и воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что  в ребенке  просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

В дошкольном возрасте проявления агрессии во многом обусловлены социально-психологическими факторами и связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка,  особенностями взаимоотношений  в семье, особенностями воспитания и в частности наказания ребенка, научением агрессии в общении со сверстниками и в масс-медиа, индивидуально-личностными особенностями ребенка. Причем, именно дошкольный возраст исследователи называют сензитивным для закрепления агрессивного поведения. Исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни .

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий