Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Применение технологий проектной и исследовательской деятельности в развитии детей старшего возраста
Post Icon

Применение технологий проектной и исследовательской деятельности в развитии детей старшего возраста

Автор: Кирилина Галина Сергеевна  Воспитатель МБДОУ д/с 110

Применение технологий проектной и исследовательской

деятельности в развитии детей старшего возраста

 

Введение

 

Актуальность:

 

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель:

Целью проектно-исследовательской деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи:

Старший дошкольный возраст.

1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства

построения собственной познавательной деятельности;

4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

 

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2. потребности в создании собственной картины мира;

3. навыков коммуникативного общения.

 

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1. выявить проблему;

2. самостоятельно искать нужное решение;

3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

 

Проектная и исследовательская технологии как основа развития детей дошкольного возраста.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию. ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.

Современному педагогу дошкольной образовательной организации необходимо при организации образовательного процесса осваивать не просто одну образовательную технологию в рамках старого метода, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового к организации детской деятельности.

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность. Во ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.

Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что

педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы

дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает

выполнять информационные функции, а становится организатором,

помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Для того чтобы воспитатель мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий (УУД) существуют педагогические инструменты – исследовательский и проектный методы, которые являются составляющими технологий деятельностного типа. На дошкольной ступени образования технологии деятельностного типа позволяют воспитателю ненавязчиво управлять процессом самостоятельных

исследований, открытий в том варианте, который близок именно детям дошкольного возраста. Исследовательский метод не труден: он просто не привычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Как доказывают исследования ученых, познавательно-исследовательская деятельность для детей является не только естественной деятельностью, но и средством их личностного развития. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Так как в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, следовательно, для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ педагога об этой реальности. Интерес к исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Именно исследовательский метод способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний. Исследовательская деятельность позволяет ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства и определять закономерности, расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Учёные выделяют деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальные преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Проектная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным путём, анализировать его и преобразовывать.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивающая  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектно – исследовательская деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий