Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Проект: «Год до школы»
Post Icon

Проект: «Год до школы»

Автор: Семенова Н. Ю., педагог-психолог I квалификационной категории МАДОУ ЦРР «Надежда» г. Ноябрьска, ЯНАО

1.​ Введение

1.1. Обоснование актуальности.

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией). Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

Под психологической готовностью к школьному обучению   понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения   школьной   программы   при   определенных   условиях   обучения.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).

Цель проекта: повышение уровня психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, с учетом познавательных и личностных новообразований.

Задачи:

•​ Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологическая готовность ребенка к обучению в школе;

•​ Подобрать и систематизировать диагностический материал для изучения психологической готовности к школе дошкольников подготовительной группы;

•​ Провести сравнительный анализ психологической готовности на начало учебного года и после реализации индивидуального маршрута;

•​ Разработать индивидуальный образовательный маршрут для детей с низким уровнем психических процессов;

Сформировать у детей положительное отношение к обучению в школе;

• Разработать модель взаимодействия с родителями и педагогами по повышению психологической готовности детей к школе;

• Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

2. Реферативная часть.

2.1. Теоретическое обоснование проекта

Методологические и теоретические основы проекта составили: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили); труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.

Концептуальную основу проекта составили: возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн, теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

Теоретическая значимость:

– обобщены концепции о психологической готовности к школе;

- применён системный подход, позволяющий выявить особенности детей дошкольного возраста в контексте понятия «психологическая готовность к школе» с опорой на возрастные новообразования.

Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходима систематическая работа на опережение зоны ближайшего развития с учетом новообразований.

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий