Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Проект «Гордость земли Самарской»
Post Icon

Проект «Гордость земли Самарской»

Авторы: Белякова Ирина Васильевна, Кирпичникова Марина Витальевна, воспитатели I квалификационной категории ГБОУ СОШ пос. Сургут структурное подразделение детский сад «Петушок»

Аннотация проекта

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Самарской губернии, их трудовой деятельности и ее значимости для развития области.

Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о знаменитых людях земли Самарской.

Практическая значимость проекта предусматривает тематическое планирование, создание развивающей среды, альбомов, встречи с известными людьми, слайдовых презентаций по итогам проекта.

1.Актуальность проекта.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу, посёлку. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к родному городу, посёлку, воспитания основ гражданственности.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

2. Постановка проблемы

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили наш край.

Родители имеют недостаточно знаний о своей малой родине, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Гордость земли Самарской» Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

3.Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, известным людям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта: воспитанники ДОО, родители, педагоги

Проект краткосрочный – сентябрь – октябрь 2016 учебный год.

4. Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

I Подготовительный

(сбор информации по проблеме)

Анкетирование родителей по проблеме знаний и представлений о родном крае, его истории.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме

Сентябрь 2016

Педагоги

II Основной (практический)

Обеспечение условий для реализации проекта

Внедрение в образовательный процесс эффективных методик по знакомству детей с родным краем, знаменитыми людьми

Совершенствование предметно-развивающей среды группы.

Выставки детских работ, семейных коллекций.

В ходе реализации проекта

Педагоги, родители, дети

III Заключительный (аналитический)

Презентация проекта

Октябрь

Педагоги

Информацию об известных людях, прославивших наш край и достижениями которых можно гордиться, педагоги совместно с родителями и детьми собирали из разных направлений их деятельности: исторического, спортивного, художественного, литературного и т. д. Результатом данной работы были определены следующие темы и создана информационная тематическая база:

  • «История Самарской области в лицах»

  • «Литературное наследие малой родины»

  • «Знаменитые спортсмены родного города и области»

  • «Наши земляки – герои ВОВ»

  • «Имена известных исторических личностей в названиях улиц родного края».

Работа по реализации проекта ведётся в четырёх направлениях, это:

  1. Работа с воспитанниками;

  2. Работа с родителями;

  3. Работа с педагогами.

  4. Работа с общественностью.

Организация работы с воспитанниками включает в себя:

1. Проведение цикла познавательных занятий на темы:

- «Страницы истории Самарской губернии»;

- «Люди и судьбы родного края».

2. Оформление альбомов:

-история Самарской губернии в лицах

-знаменитые спортсмены

-известные актёры

-Литературное наследие малой Родины

3. Словотворчество с детьми «Составь рассказ по алгоритму», «Расскажи о спортсмене, художнике, артисте»

4. Оформление дидактических игр по краеведению:

-тематическое видео-презентация об известных людях, их достижениях

-виртуальные экскурсии

-фотовыставка

5. Посещение библиотеки

6. Вечер встречи «Литературная гостиная»

7. Экскурсии и фотоэкскурсии по посёлку

8. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен о Самаре, Волге.

Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе мы пользовались методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной, а также опирались на парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва).

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, используются следующие формы и методы работы:

  • беседы с родителями о важности данной проблемы

  • оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

  • изготовление семейных альбомов «Где мы любим бывать

  • привлечение родителей к пополнению уголка «Моя малая родина»

  • словотворчество с родителями

  • выставка «Сделаем наш город чище», «Самара спортивная»;

  • оформление альбомов.

Работа с педагогами включает в себя:

  • Презентация материалов для родителей, педагогов.

  • Научно-методическое обеспечение педагогов.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей;

  2. Методические разработки,

  3. Интеграция с общественностью.

5.Предполагаемый результат

  1. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

  2. Освоение доступных знаний об истории родного края, знаменитых людях.

  3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

  4. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

  3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.

  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96 с.

  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  6. Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  7. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий