Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»
Post Icon

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»

Автор: Сагадеева Айгуль Айратовна, МАДОУ Детский сад № 107 г.о. Уфа

Паспорт проекта.

Автор проекта: Сагадеева А.А.

Участники: воспитанники старшей (башкирской) группы, воспитатели, родители МАДОУ детский сад №107 гр. «Акбузат».

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2015г.)

Актуальность.

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

- приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;

  • воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей среды;

  • проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

  • привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

  1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

  2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

  3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

  4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

  5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

 

Формы и методы работы

 Формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- взаимодействие с родителями.

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.  Совместные с родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,

6. Использование новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1.Методы,  в основе которых лежит способ организации занятий:

-  игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

- словесный  (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ  иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и мнемотаблицам.).

2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в  образовательной деятельности:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

  1. подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

  2. основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.

  3. заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

Основные направления в работе по реализации проекта

Образовательная область «Познание»

развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной      речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

 формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

формирование первичных представлений о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Образовательная область «Музыка»

развитие  музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Образовательная область «Физическая культура»

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Труд»

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Безопасность»

формирование представлений об опасных  для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

 приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, развитие  художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественное творчество»

 развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

  • место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;

  • свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России;

  • называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции;

  • знать природу республики, ее флору и фауну;

  • уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;

  • национальные игры, с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы с детьми

Познание

тематическое занятие «Моя республика и столица»;

кроссворд                «Мой родной Башкортостан»

тематическое занятие «Государственные символы республики Башкортостан»

экскурсия в музей «Мой край родной»

беседа «Достопримечательности моего города»;

занятие «Коренные жители Башкирии»;

беседа «Многонациональный Башкортостан»;

занятие «Башкирское народное жилище»;

занятие «Одежда башкирского народа»;

занятие «Гостеприимство башкир»;

занятие «Труд и занятия башкир в прошлом»;

беседа о труде пчеловода;

беседа «Что получают из молока?»;

беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

тематическое занятие « Башкирские народные музыкальные инструменты».

Коммуникация

занятие «Красоты и богатства моего края»;

развитие речи «Придумай сказку»;

пересказ сказки «Ленивый сын»;

рассказывание по картине «В башкирской избе»;

занятие «Гость – благо дома».

Башкирские народные пословицы о гостеприимстве.

чтение сказки «Камыр-батыр». Беседа по содержанию.

беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка»                Авт. Айсысыу Ягафарова       (перевод М.Гафурова).

Башкирские пословицы о труде.

Описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме

ЧХЛ

знакомство с произведениями поэтов Башкортостана

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;

Чтение легенды «Происхождение башкир»;

прослушивание сказки «Абзалил»;

разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,

занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Разучивание  стихотворения С.Юлаева.

Чтение легенды об Агидели;

чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой;

рассказывание легенды «В царстве Шульгена»;

чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай».

Художественный труд

Рисование «В Башкирии живут красивые люди»;

Аппликация «Мой край родной»;

Аппликация «Летняя башкирская деревня»

Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

Рисование «Юрта»;

декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

Лепка «мой любимый сказочный герой»;

Рисование «Башкирский национальный костюм»;

Аппликация «Сапожки – ичиги»;

Рисование  «Украсим фартук для бабушки»

Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юфран);

Рисование «Башкирские посиделки»;

Лепка «Кадушка для кумыса»;

Рисование «На пасеке»;

Знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Музыка

слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов

песня «Салават-батыр!»;

песня «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера;

башкирская народная мелодия «Боронго Урал»;

«Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой;

«Тукмас» башкирская народная мелодия «Гюльназира»;

«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;

«Танец Акитры» Э.Григ.

Социализация

Дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме);

Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы».

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».

деловая игра «Звездный час», тема «Край родной на век любимый»

башкирская  народная игра «Невод» (разучивание)

Дидактические игры «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо», «Мой Башкортостан»

Поделиться:

Оставить комментарий