Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Проект «Природный мир Белого моря» для детей средней группы (4-5 лет)
Post Icon

Проект «Природный мир Белого моря» для детей средней группы (4-5 лет)

Автор: Голубева Татьяна Александровна, воспитатель I квалификационной категории МАДОУ № 44 «Весёлые нотки»

Паспорт проекта:
1. Тема: «Природный мир Белого моря»
2. Проект реализован: воспитателем группы № 12 –Голубевой Т.А.
3. Вид проекта: познавательно-исследовательский;
по количеству участников: групповой.
4. Участники проекта: дети средней группы №12, родители воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1(один) месяц.

Актуальность

Наш город расположен в уникальном месте – на берегу Белого моря. Не каждый населенный пункт может этим «похвастаться». Но хотя мы живем так близко к морю, часто гуляем с детьми по побережью, но ребята плохо знают, кто живет в его глубинах. Из нескольких бесед с детьми о нашем море, мы заметили повышенный интерес к подводной жизни, такой загадочной и непонятной детям. В связи с этим возникла идея проекта: совместно с ребятами и их родителями исследовать природный мир Белого моря.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно поддерживать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: создание благоприятных условий для воспитания экологической культуры и развития познавательно - исследовательских и творческих способностей детей.
Задачи:
Познакомить ребят с животными, обитающими в Белом море (внешним видом, способом передвижения, питания, приспособлением к внешним условиям).
Поддерживать интерес к познанию природы родного края.
Развивать умение сравнивать и анализировать природные объекты в процессе исследования.
Развивать умения детей на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
Воспитывать бережное, осознанное отношение к миру природы.
Предполагаемый результат:
дети называют и рассказывают о животных, обитающих в Белом море (внешний вид, питание, передвижение, приспособленность к условиям среды обитания).
Владеют понятиями «Морские животные», «Белое море», «исчезающие животные», «солёная вода» и другие.
Составляют описательные рассказы о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Возникает желание поделиться полученной информацией с родителями.
Закладываются основы бережного отношения к природе родного края.

Аннотация проекта
В течение месяца с детьми группы проводились тематические беседы о природном мире Белого моря, о свойствах воды моря, об исчезающих видах животных, о влиянии деятельности людей на популяцию отдельных видов животных.
С детьми читались произведения о морских животных и растениях.
Разучивались короткие стишки и песенки.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось изобразить животных Белого моря различными способами, составить описательный рассказ.
В совместной деятельности дети играли в дидактические игры, СРИ «Путешествие по Белому морю», проводили опыты.
В самостоятельной деятельности раскрашивали морских животных, собирали пазлы на морскую тематику, рассматривали картинки по теме проекта, играли в СРИ «Путешествие по Белому морю».
Совместно с родителями была оформлена фотовыставка «Прогулка к Белому морю». Родители собирали природный материал: ракушки, камушки, песок, оказали помощь в составлении коллажа «Животные и растения Белого моря».

Стратегии и механизмы реализации проекта

I этап - Подготовительный
- изучение методической литературы по теме
- подбор детской художественной литературы
- дополнение предметно – развивающей среды по теме;
- Разработка перспективного плана;
- Подготовка цикла тематических мероприятий.
II этап - Основной
- Проведение цикла тематических мероприятий: непосредственно-организованная образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
III этап - Заключительный
- Проведение итогового мероприятия для детей «В гости к морскому царю».
- Оформление коллажа «Подводный мир глазами детей».
- Оформление фотогазеты «Прогулки у моря»
- Оформление выставки детских работ по теме проекта.

План мероприятий
I - неделя
НОД – «Путешествие в подводный мир Белого моря»
Цель: познакомить детей с многообразием животных моря, подчеркнуть особенности их внешнего вида, способом передвижения, питанием, местом обитания. Уточнить знания детей о солености воды моря.
НОД – рисование - «Рисование морского животного (акула, тюлень - по выбору ребенка)
Цель: учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида морского животного, подбирать цвет краски.
Беседы: «Каких животных нашего моря ты знаешь?»
Что ты знаешь о животных Белого моря? Видел ли ты их? Рассказывали ли родители тебе о том, кто обитает в глубинах нашего моря? Хочешь ли ты больше узнать о том, кто там живет? Откуда можно узнать о животных Белого моря? Знаешь ли ты, что вода в нашем море солёная?
Цель: выявить представления детей о природном мире Белого моря и на их основе строить дальнейшую работу с детьми по теме проекта.
Проблемная ситуация. Ребята получают письмо от сказочного героя Лунтика, который никогда не видел Белое море, но очень хотел бы узнать, кто обитает в его подводном мире. Лунтик обещает приехать к детям в гости и просит их о помощи.
Цель: заинтересовать детей данной темой. Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире.
Дидактические игры: ««Найди пару — морские обитатели», «Осколки».
Загадывание загадок о рыбах, медузах, морже и других обитателях Белого моря.
Опыты «Морская вода: какая она?»

Добавляем в пресную воду соль и пробуем ее на вкус.

Остатки солёной воды наливаем в тёмный поднос и ставим на батарею для того, чтобы вода испарилась, а остатки соли остались на дне подноса.

Цель: подвести детей к тому, что вода в море имеет солёный вкус.
Дидактическая игра «Выложи картинку».
Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок),
С.Сахарнов «Кто в море живет?» (отрывок).
Рассматривание репродукций картин И.К.Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Ураган на море».
Показ мультимедийной презентации «Животные Белого моря».
Цель: с использованием наглядности и словесного сопровождения обогатить знания детей о животных Белого моря: их внешних данных, разнообразии, необычной форме.
Пальчиковая гимнастика «Рыбы».
Игра – драматизация «Как ползает тюлень», «Как плавает рыбка».
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Морской берег».
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по Белому морю».
Работа с родителями: сбор природного материала (камушки, ракушки, песок). Подбор фотографий, изображающих прогулку детей к Белому морю.

II неделя
НОД - развитие речи «Составление описательных рассказов о морском обитателе» (с опорой на схему).
Программное содержание: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о морском животном со зрительной опорой на схему.
Игровая ситуация - музыкальное - «По морям, по волнам»
Программное содержание: прививать умение слушать начало и окончание музыкального отрывка, умение выполнять поставленную задачу, развивать креативность, умение импровизировать, воспитывать умение слышать и слушать друг друга.
НОД – Лепка: пластилинография «Морские животные (морская звезда, медузы).

Программное содержание: развитие художественно-творческих способностей у детей при помощи пластилинографии. Закрепить приёмы рисование пластилином (надавливание, вдавливание, размазывание кончиками пальцев). Закреплять умение работать на ограниченном пространстве, не выходя за контур рисунка. Пополнить и расширить знания детей о подводном мире, расширить словарный запас детей.

Развлечение «В путешествие на корабле».

Программное содержание: сохранять и укреплять здоровье детей; удовлетворять потребность детей в движении. Развивать внимание (в игре «Подводное царство»); умение импровизировать (игра «Море волнуется, море бушует»); проявлять ловкость, скорость в совместных играх и играх-эстафетах; развивать познавательный интерес о морских обитателях моря.

Общение: «Почему Белое море так называется», «Можно ли по морю плыть на плоту».

Обсуждение ситуации «Что будет, если море высохнет».

Пальчиковая гимнастика «Ссора рыб».

Чтение С.Сахарнова «Кто в море живет?» (отрывок)

Дидактические игры: ««Ты моя частичка», «Море».
Игра – имитация «Море волнуется раз»»
Опыты с солёной и пресной водой.
Цель: определение свойств солёной и пресной воды (какая вода быстрее замёрзнет и почему).
Рассматривание репродукций картин А.Рылова «Море. Камни», «В голубом просторе».
Прослушивание песни К.Дебюсси «Море», «Разговор ветра с морем».
Подвижная игра: «Кот-рыболов».

Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по Белому морю», «На корабле».

Работа с родителями: заучивание стихотворения с детьми И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

III –неделя

НОД - Заучивание стихотворения из книги Г.Косовой «Азбука подводного мира».

Программное содержание: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на опорные картинки. Создать условия для выразительного чтения стихотворения.

Игровая ситуация – «Как движутся рыбы».
Программное содержание: продолжать учить детей повторять движения за воспитателем. Развивать умение владеть своим телом, пластичность, гибкость.
НОД – конструирование из бумаги «Рыбка» (оригами).
Программное содержание: закреплять умение делать базовую форму – двойной треугольник. Закреплять знания о том, что рыбы бывают разные по величине, цвету, форме, окраске. Учить детей конструировать рыбку из бумаги в технике оригами, используя известные приёмы складывания. Закреплять умение работать с бумагой, с ножницами. Вызывать интерес к конструированию из бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество.
Беседа «Могут ли рыбы жить на суше?»
Общение «Чем полезен морской воздух?»
Разучивание гимнастики для глаз «Посмотри вокруг».
Пальчиковая игра «Морские животные»
Дидактические игры: «Узнай рыбу по описанию», «Кто как устроен»
Подвижные игры: «Акула и рыбки».
Опыты и эксперименты: «Определение свойств солёной воды» (вода, соль, картофелина, яйцо). Дети с помощью взрослого делают вывод, что соль делает воду более густой.
Чтение художественной литературы: С.Воронина «Морская раковина».
Сюжетно – ролевая игра: «Морские спасатели».
Работа с родителями: консультация для родителей «О пользе морского воздуха», «Зимние и летние забавы на берегу Белого моря».

IV - неделя
Игровая ситуация – ознакомление с окружающим - «Что едят рыбы»
Программное содержание: рассказать детям об особенностях питания морских рыб. Показать связь различных животных, обитающих в Белом море. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
НОД – Мир природы «В гости к моржу»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с морскими животными, а именно моржом: его внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты моржа. Рассказать об уменьшении численности моржа вследствие деятельности человека. Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей. Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Итоговое развлечение «В гости к морскому царю»
Программное содержание: обобщить знания детей о животных Белого моря. Доставить детям радость и удовольствие от совместных игр. Активизировать словарь детей по теме проекта. Развивать познавательный интерес, умение работать в команде. Вызвать эмоциональный отклик у детей.
Беседа «Как мы можем позаботиться о морских жителях».
Загадки о морских обитателях.
Дидактические игры: «Хрустальная вода», «Кто это?», «Четвёртый лишний»

Подвижные игры: «Поймай рыбку», «Тюлень и рыбки».
Чтение художественной литературы: С.Сахарнов «Морские сказки» (отрывок).
Опыты и эксперименты: с жиром.
Цель: определение свойств жира, показать детям значение жировой прослойки у морских животных.
Сюжетно – ролевая игра: «Экспедиция».
Прослушивание песни «Дельфины» из м/ф «В порту», М.Равель «Игра воды».
Просмотр познавательного мультфильма «Детям о море».
Работа с родителями: оформление фотогазеты «Прогулки у моря».
Планируемые результаты:
Дети называют и рассказывают о животных, обитающих в Белом море (внешний вид, питание, передвижение, приспособленность к условиям среды обитания).
Владеют понятиями «Морские животные», «Белое море», «исчезающие животные» и другие.
Составляют описательные рассказы о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Возникает желание поделиться полученной информацией с родителями.
Закладываются основы бережного отношения к природе родного края.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно расширился кругозор по теме проекта. Появилось желание беречь природу родного края, сохранить исчезающие виды животных. Отмечается появление чувства гордости за близость Белого моря к нашему городу.
Познавательная ценность проекта:
У детей значительно расширились знания о природном мире Белого моря. Появилось желание поделиться полученной информацией с родителями. Обогатились знания о природе родного края.
Для родителей:
Проектная деятельность всегда объединяет детей с их родителями. Родители видят, на что способен их ребенок, гордятся достижениями своих детей. С родителями были проведены консультации на тему проекта.
Предметно – развивающая среда

- Совершенствовать предметно - развивающую среду, обеспечивающую реализацию проекта. С помощью родителей был обогащён экологический уголок группы (ракушками, песком, камушками). Появился наглядный материал по теме проекта (обитатели Белого моря), новые дидактические игры, раскраски, пазлы.

Продукт:

Проведение итогового мероприятия для детей «В гости к морскому царю».
- Оформление коллажа «Подводный мир глазами детей».
- Оформление фотогазеты «Прогулки у моря»
- Оформление выставки детских работ по теме проекта.

Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
По мере взросления детей возможно углубление содержания знаний по теме проекта (увеличение количества животных, обитающих в Белом море, более подробный рассказ об их жизни). Проведение более сложных опытов, например, с выращиванием кристаллов соли. Чтение произведений художественной литературы по теме проекта не отрывками, а целыми текстами. Увеличение количества действий и их содержания в СРИ детей. Обогащение развивающей среды группы новыми дидактическими играми в соответствии с возрастом детей. Возможна организация экскурсии к Белому морю, приглашение эколога, посещение библиотеки.

Библиография.
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: «Детство-пресс», 2004.
3. Лакоценин С. С., 2008. «Игрушки из бумаги» издательство Кристалл, Санкт- Петербург -1997 г.
4. «Наедине с природой» О.Н. Гаврилова-2000 г.
5.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Автор/составитель: Мартынова Е.А., Сучкова И. М., Издательство: Волгоград, Год: 2012
6. «Секреты природы» издательство Ридерз Дайджест, 2007
7. Шорыгина Т. А. Рыбы, какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва, 2008.
8. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий