Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Проект-программа «Наши истоки»
Post Icon

Проект-программа «Наши истоки»

Автор: Новгородова Е. А., воспитатель первой квалификационной категории ЧДОУ "Детский сад № 243 ОАО "РЖД"

Пояснительная записка

Основная идея, лежащая в основе настоящей Программы, исходит из Концепции развития поликультурного образования в учреждениях ОАО «РЖД»: все граждане России, вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности, являются неотъемлемой частью великой российской нации. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования Российской Федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования, Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009 №655), программой поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД», примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Основные положения Программы поликультурного воспитания детей 3-7 лет.

Разработанная Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Конвенции развития поликультурного образования в учреждениях ОАО «РЖД»:

-Принцип преемственности.

-Принцип дифференциации и разнообразия.

-Принцип креативности.

-Принцип культурной целостности.

-Принцип объемной (стереоскопической) картины мира

Программа опирается на основополагающие принципы развития личности:

​ Принцип историко-культурной и цивилизованной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций; выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения;

​ Принцип самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;

​ Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

В Программе учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста:

-в младшем и среднем дошкольном возрасте - использование игровой деятельности, как средства приобщения детей к культуре Амурской области и России в целом.

-в старшем дошкольном возрасте – формы и методы, направленные на расширение знаний о культуре народов Амурской области, России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного сопереживания.

Интеграция с основной образовательной программой.

Программа реализуется за счет введения тем поликультурного содержания в непосредственно образовательную деятельность (преимущественно проектная деятельность), а также введение дополнительной непосредственно образовательной деятельности (кружков) и насыщение поликультурной деятельностью режимных моментов.

Цель Программы: Развитие у детей толерантного отношения, интереса и понимания самобытности культур разных народов, воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.

Задачи Программы:

1. Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательностях, культуре и традициях народов Амурской области, о Благовещенске- столице Амурской области.

2. Воспитание любви к «малой Родине»-посёлку Ерофей Павлович, гордости за достижения своих земляков.

3. Формирование представлений детей о Родине-России: элементарные сведения об истории, геральдике и гимне, о Москве - столице России, традициях, обычаях, разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

4. Ознакомление детей с бытом, культурой, обычаями некоторых стран дальнего зарубежья (по усмотрению педагога)

5.Стимулирование и поощрение уважительного отношения к людям других национальностей их культуре и традициям.

Общая характеристика Программы и требования к ее реализации

Вторая младшая группа (4год жизни)

Познакомить детей:

-с русскими народными игрушками,

-устным и песенным народным творчеством,

-русскими народными подвижными играми,

-русскими народными праздниками.

Научить детей:

-приемам игры с народными игрушками

-выполнять правила русских народных игр,

-правильно называть народные игрушки,

-выразительно рассказывать русские потешки, небольшие по объему сказки,

-петь русские народные песенки.

Воспитывать:

-стремление к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми,

-интерес к народным игрушкам, песенному и устному русскому народному творчеству,

-бережное отношение к игрушкам.

Средняя группа (5 год жизни)

Познакомить детей:

-с русским прикладным искусством

- русскими пословицами, поговорками, небылицами, сказками (в том числе со сказками народов Амурской области)

-подвижными играми русского народа и народов Амурской области

Научит детей:

-отличать и называть виды русского прикладного искусства, народные инструменты, народные игрушки,

-выполнять правила русских народных игр и игр народов Амурской области.

-выразительно рассказывать русские потешки, небольшие по объему сказки,

-приемам игры на русских народных инструментах,

-петь русские народные песенки.

Воспитывать:

-умение устанавливать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия посредством обсуждения и договора,

-интерес к народным игрушкам, песенному, устному и прикладному народному творчеству.

-желание использовать народную атрибутику в самостоятельных играх.

Старшая группа (6 год жизни)

Познакомить детей:

-с народами, проживающими в Амурской области, особенностями национального костюма, быта, национальной кухни.

-элементами русской государственности.

Расширить представления детей:

-о народном искусстве России и народов, населяющих Амурскую область (прикладное искусство: росписи, музыка, одежда)

Научит детей:

-называть столицу России, геральдику России, Амурской области.

-отличать и называть особенности культуры народов, проживающих в Амурской области и в ближнем зарубежье: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, игры и игрушки.

- выполнять правила народных игр

-приемам игры на народных инструментах,

-петь народные песенки.

Воспитывать:

-умение выстраивать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками различных национальностей,

-интерес к народным игрушкам, песенному, устному и прикладному народному творчеству разных народов.

Подготовительная к школе группа (7 год жизни)

Познакомить детей:

- с особенностями культуры, традиций, обычаев народов, населяющих Амурскую область.

- с особенностями государственного уклада, языка, культуры, природного и социального окружения стран Ближнего и Дальнего зарубежья (страны по усмотрению педагога)

- со способами проявления доброжелательного, толерантного отношения к сверстникам, взрослым разных этнических групп и национальностей.

Сформировать у детей:

-опыт толерантного взаимоотношения, умения вступать в диалог, учитывая национальные, гендерные и возрастные особенности собеседника.

Формы работы с детьми:

1. Познавательно-исследовательская деятельность: педагогические проекты, музейная педагогика, презентации.

2. Коммуникативная деятельность: знакомство с элементами иностранного языка, беседы, рассказ педагога, язык жестов.

3.Чтение художественной литературы библиотека детского сада, презентации, литературные викторины, театрализованная деятельность.

4.Музыкально-художественная деятельность: ознакомление с народными инструментами, элементарное музыцирование, развлечения, праздники

5.Продуктивная деятельность: художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюма, предметов быта)

6. Игровая деятельность: дидактические игры, игровые ситуации.

7. Двигательная деятельность: подвижные игры разных народов, развлечения, спортивные состязания.

Формы работы с родителями:

1. Сайт в Интернете

2. Участие в проектной деятельности

3. Участие в выставках и конкурсах.

4. Консультации.

Техническое и технологическое обеспечение:

1.Куклы в национальных костюмах.

2..Русская народная и национальная игрушка.

3. Предметы прикладного творчества.

4.Медиа библиотека: презентации, сборники русской народной и национальной музыки.

5. Раздел «Зарубежная литература» в методическом кабинете.

Предполагаемый результат:

Работая по данной теме, мы воспитываем в детях:

​ Культуру общения, а это главный инструмент на пути к поликультурному миру, условие гармоничных отношений в обществе. В дальнейшем, ребята будут выстраивать свои отношения с представителями других национальностей на более доверительной, доброжелательной, неагрессивной ноте.

​ Уважение к другим нациям и языкам. Дети придут к осознанию того, что среди их окружения живут люди, говорящие на других языках, а не только на том, на котором говорят в их семьях. Они перестанут высмеивать непонятные им слова, речь.

​ Уважение к другим обычаям, традициям, религии. Дети придут к пониманию поликультурности общества, в котором они живут, и что все культуры равноценны. Людей необходимо принимать такими, какие они есть, не навязывая свою точку зрения, и взаимодействовать с ними на основе согласия и дружбы.

Группы

Моя семья

Мой посёлок Ерофей Павлович

Моя Амурская область

Моя страна - Россия

Моя планета

Первая младшая группа

Семейный альбом. Дом, предметы домашнего обихода, домашние животные, питомцы

Мой посёлок, моя улица. Транспорт на улицах посёлка.

Вторая младшая

Семейный альбом. Профессии моих родителей. Такие разные дома, предметы домашнего обихода, домашние животные питомцы.

Мой посёлок, моя улица. Транспорт на улицах посёлка. Такие разные дома. Профессии нашего посёлка

Растительный и животный мир нашего района.

Средняя

Семейный альбом. Профессии моих родителей. Семейные традиции. Такие разные дома, предметы домашнего обихода, домашние животные питомцы.

Мой посёлок, моя улица. Транспорт на улицах посёлка. Такие разные дома. Профессии нашего посёлка. История посёлка, его достопримечательности.

Растительный и животный мир нашего района.

Моя область. Благовещенск - столица Амурской области. Животный и растительный мир Амурской области

Народно-прикладное искусство.

Мы живем в России. Москва - столица нашей родины. Государственные символы России. Животный и растительный мир разных климатических зон России.

Народно-прикладное искусство.

Старшая

Семейный альбом. История моей семьи. Профессии моих родителей. Семейные традиции, реликвии. Герб моей семьи. Семейные обязанности

Мой посёлок, моя улица. Транспорт на улицах посёлка. Такие разные дома. Предприятия нашего посёлка. История посёлка, его достопримечательности. Население посёлка, известные люди. Животный и растительный мир нашего района.

Моя область. Герб и флаг Амурской области. Благовещенск – столица Амурской области, его достопримечательности. Животный и растительный мир Амурской области. Знаменитые люди Амурской области. Население, традиции, уклад, занятия. Странички истории. Народно-прикладное искусство.

Москва - столица нашей родины. Геральдика страны. Животный и растительный мир разных климатических зон России. Права и обязанности гражданина России. Странички истории.

Население страны, его особенности, традиции. Народно-прикладное искусство. Знаменитые россияне.

Глобус, карта. Путешествуем по странам. Столицы стран, их достопримечательности. Национальности, традиции. Национальная кухня, одежда. Игры разных народов. Художественные произведения разных национальностей.

Подготовительная к школе

История моей семьи. Профессии моих родителей. Семейные традиции, реликвии. Генеалогическое древо моей семьи. Семейные обязанности.

Предприятия нашего посёлка. История посёлка, его достопримечательности. Население посёлка, известные люди. Животный и растительный мир нашего района.

Моя область. Герб и флаг Амурской области. Благовещенск – столица Амурской области, его достопримечательности. Животный и растительный мир Амурской области. Знаменитые люди Амурской области. Население, традиции, уклад, занятия. Странички истории. Народно-прикладное искусство.

Москва - столица нашей родины. Геральдика страны. Города России. Голубые реки России. Животный и растительный мир разных климатических зон России. Права и обязанности гражданина России. Странички истории.

Население страны, национальности, особенности, традиции. Знаменитые россияне. Народно-прикладное искусство.

Глобус, карта. Путешествуем по странам. Столицы стран, их достопримечательности. Национальности, традиции. Национальная кухня, одежда. Игры разных народов. Толерантность. Этика межнационального общения.

Художественные произведения разных народов. Знаменитые люди мира.

План мероприятий по реализации Программы на 2014-2015 учебный год

Направления деятельности

Мероприятия

сроки

1

Работа с педагогами

Работа над созданием программы детского сада по поликультурному воспитанию дошкольников «Наши истоки»

Деловая игра «Путешествие в прошлое России»»

.Мастер-класс «Бабушкины куклы»

Семинар по поликультурному воспитанию: Традиции народов Амурской области»

Сентябрь-октябрь

Ноябрь

Октябрь

Апрель

2

Создание предметно-развивающей среды поликультурного воспитания

1. Мини-музей ««Новогодние традиции разных народов» (подг. гр)

2. Мини-музей «Русская народная сказка» (2 мл. гр)

3. «Куклы в костюмах народов мира» (ст. гр)

Декабрь

Октябрь

В течение года

3

Работа с детьми:

1.Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительной группы «Новогодние традиции разных народов».

2. Итоговое мероприятие тематической недели в подготовительной группе «Путешествие с Дедом Морозом по разным странам».

3 Тематическая неделя «Неделя детской книги»:

*организованы мини – музеи:

-по сказкам народов мира (младший дошкольный возраст)

- сказочные герой (средний возраст)

-мини-музей волшебных предметов (старший возраст)

-мини-музей «Откуда книга пришла» (подготовительная группа)

*открытые мероприятия, театрализованные представления по произведениям разных авторов

5. Дни национальных культур

6. Работа кружков «Родной край» (подг. группа), «Сказку сделаем из глины, теста, пластилина» (средняя группа), «Мы юные железнодорожники» (старшая)

7. Выставка детского творчества «Мы разные, но мы вместе» (подготовительная группа)

8. «Мы победили!» – комплекс мероприятий к 70 летию Победы

Ноябрь-декабрь

Декабрь

Февраль

В течение года

В течение года

Январь

Май

4

Работа с родителями

Участие родителей над созданием проекта

Создание портфолио семьи, генеалогического древа семьи

Общее родительское собрание «Диалог культур»

Групповые родительские собрания:

«Толерантны ли вы?» (старшая группа)

«Педагогика сотрудничества» (подготовительная группа)

Ноябрь-декабрь

В течение года

Февраль

Февраль

январь

5

Методическое обеспечение

Методический материал по знакомству детей с фольклором, произведениями, устного народного творчества разных народов

Собрана картотека подвижных игр народов Приамурья

Октябрь

Ноябрь

6

Дидактическое обеспечение

Разрабатывается картотека игр народов Приамурья

В течение года

7

Издательская деятельность

Выпуск брошюры «Русская изба» музейная педагогика – как часть поликультурного воспитания

Брошюра «Бабушкины куклы»

«Кухня народов Приамурья»

Сентябрь (на уровне детского сада)

Апрель

8

Участие в поселковых мероприятиях

Участие в муниципальном фестивале толерантности «Мы разные – но мы вместе»

декабрь

План мероприятий по реализации Программы на 2015-2016 учебный год

Направления деятельности

Мероприятия

сроки

1

Работа с педагогами

Работа над созданием методического сопровождения к программе по поликультурному воспитанию дошкольников «Наши истоки»

Сентябрь-апрель

2

Создание предметно-развивающей среды поликультурного воспитания

1. Мини-музей « Русская народная и национальная игрушка» младшая и средняя группы

2. Мини-музей «Русская народная и национальная посуда» старшая группа

4. Мини-музей «Русский народный и национальные костюмы» подг. к школе группа

В течение года

Март-апрель

3

Работа с детьми:

Проект с детьми старшей группы «Права и обязанности дошкольника»

Театральная весна:

Драматизация русских народных сказок

Театрализованное представление «Каменный цветок» (подг. к школе группа)

Февраль

март

4

Работа с родителями

Создание портфолио семьи, генеалогического древа семьи

Экскурсионные презентации родителей:

«Посёлок, в котором мы живем»,

«Природа нашего края»

В течение года

5

Методическое обеспечение

Сборник русской народной и национальной музыки

В течение года

6

Дидактическое обеспечение

Подбор классической детской литературы

В течение года

7

Издательская деятельность

Выпуск брошюры «Приамурье – многонациональное»

Апрель

(на уровне детского сада)

Поделиться:

Оставить комментарий