Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Проект программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
Post Icon

«Проект программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Автор: Фадеева М. Н., МБДОУ д/с № 60, г. Белгород

Раздел I: Паспорт программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Раздел II: Концептуальные основы программы управления экологиче​ским образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Раздел III: Основные мероприятия по реализации программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в услови​ях детского сада.

Раздел I: Паспорт программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада МБДОУ д/с № 60 города Белгорода на 2014 — 2015 учебный год.

Данная программа определяет условия управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста и действий по их реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на формирование экологической культуры личности дошкольников.

Цель программы: повысить экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста, совершенствуя развивающую среду ДОУ и реализуя поставленные условия управления экологическим образованием старших дошкольников в детском саду.

Задачи программы:

​ Формировать экологическую культуру у старших дошкольников.

​ Раскрыть условия обеспечивающие повышение уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

​ Воспитывать интерес детей к объектам живой и неживой природы, к условиям жизни людей, растений, животных, к их потребностям в общении и заботе о представителях животного и растительного мира и бережному, отношению к ним.

​ Развивать и расширять экологические умения и навыки старших дошкольников.

​ Способствовать усвоению норм и правил поведения в природе.

​ Определить содержание работы по повышению экологической культуры всех субъектов педагогического процесса дошкольного учреждения (педагогические кадры, старшие дошкольники, родители старших дошкольников).

Раздел II: Концептуальные основы программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

В настоящее время наряду с проблемой экологического образования дошкольников остро встает вопрос управления им. В связи с социальным заказом общества набирают новые обороты государственные стандарты образования, которые ведут за собой изменения в образовательном процесса. Независимо от глобальных изменений в системе управления образованием и принятий новых законов, стандарта экологического образования дошкольников не существует, поэтому перед нами стоит задача, опираясь на существующие примерные общие образовательные программы и программы дополнительного образования детей дошкольного возраста разработать планирование по управлению экологическим образованием в детском саду.

В основу нашей программы легли следующие условия:

1. Интегративный подход к экологическому образованию в дошкольном учреждении.

Интегративный подход в учреждении будет, осуществляется в условиях тесного взаимодействия и сотрудничества всех педагогических кадров детского сада под руководством заведующей.

2. Экологизация педагогического процесса в детском саду.

3. Обеспечение субъектной позиции участников педагогического процесса.

4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социальными партнерами.

Раздел III: Основные мероприятия по реализации программы управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Для реализации перечисленных условий необходимо провести работу по управлению экологическим образованием старших дошкольников опираясь на: модифицированную модель экологического образования по Н.А. Рыжовой и поуровневую систему управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста.

Первый уровень включает в себя теоретическую базу управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста, в которой основную деятельность ведут старший воспитатель и руководитель учреждения.

1.​ Деятельность руководителя ДОУ по управлению экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста:

​ осуществление финансирования обогащения экологически-раз​вивающей среды в детском саду;

​ контроль и руководство за управлением экологическим образова​нием всех педагогических кадров детского сада;

​ обеспечение партнерства с другими социальными институтами по обогащению экологического образования дошкольников;

​ проведение педагогических советов, где рассматриваются вопросы организации, мониторинга и контроля экологического образования.

Второй уровень управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста в детском саду включает в себя работу старшего воспитателя и разработку календарно-тематического плана по экологическому образованию.

2.​ Деятельность старшего воспитателя ДОУ по управлению экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста:

​ создание годового, комплексно-тематического плана по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.

​ Годовое комплексно-тематическое планирование по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1)

​ Организация педагогических гостиных по управлению экологическим образованием дошкольников;

​ совершенствование экологической культуры педагогов дошкольного учреждения (знакомство с примерными общими образовательными программами и программами дополнительного образования по экологическому развитию);

​ организация мониторинга по экологическому образованию старших дошкольников;

​ осуществления контроля и оценки управлением экологическим образованием сотрудников детского сада.

Третий уровень управления экологическим образованием включает в себя деятельность воспитателей по экологическому образованию (календарно-тематическое планирование)

3.​ Деятельность воспитателей групп ДОУ по управлению эколо​гическим образованием детей старшего дошкольного возраста:

​ создание календарно-тематического плана по экологическому образованию:

Календарно-тематическое планирование по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на осень (Приложение 2)

4.​ Деятельность узких специалистов по управлению экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста

​ музыкальный руководитель подбирает экологическую тематику занятий, учитывая комплексное планирование недели; учувствует в организации, экологических праздников, развлечений, акций; подбирает музыкальное сопровождение для НОД на экологическую тематику (пение птиц, звуки неживой природы, и пр.);

​ инструктор по физической культуре подбирает подвижные игры экологического содержания, совместно с воспитателями и музыкальным руководителем организует экологические досуги, акции, экскурсии.

​ педагог-психолог совместно с воспитателями групп и старшим воспитателем проводит мониторинг экологической образованности дошкольников, контролирует доступность образовательного мате​риала для детей и их психологическую комфортность, дает рекомендации для родителей и консультирует педагогов.

5.​ Деятельность медицинского работника по управлению экологиче​ским образованием детей старшего дошкольного возраста:

​ выступление на педагогических советах с рекомендациями для педагогов;

​ выступление на родительских собраниях с рекомендациями для родителей;

​ участие в интегрированных занятиях по экологическому образованию с дошкольниками.

Четвертый уровень управления экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста подразумевает под собой реализацию запланированной деятельности как в педагогическом процессе, так и режимных моментах детского сада.

В ходе выполнения программы по управлению экологическим образованием детей старшего дошкольного возраста мы реализовали педагогические условия нашего исследования.

Интегративный подход нашел свое место во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса и реализации комплексно-тематического принципа в интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество») и разных видов деятельности (трудовая, художественная, исследовательская и др.).

Экологизация педагогического процесса заключается в интеграции образовательных областей «Познание» и «Безопасность» и включает в себя экологизацию различных видов деятельности ребенка, а также внедрение экологического компонента в предметно-развивающую среду дошкольного учреждения.

Обеспечение субъектной позиции участников педагогического процесса раскрывается через формирование мотивации к экологической исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов (проекты по каждой тематической недели).

Взаимодействие с социальными партнерами раскрывается через экскурсии в зоопарк, краеведческий музей и проведение экологических праздников и акций.

Список использованной литературы

1. Г. Гареликова Социальное партнерство центра развития ребенка как поле инновационной деятель​ности педагогов. // Детский сад от А до Я, 2011, № 6, стр. 35 – 42

2. Л.В. Поздняк, И.Н.Лященко Управление дошкольным образованием.: Учебное пособие для студ. пед. вузов — 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 431 с.

3. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика» автореферат

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: ра​бота с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

5. Т. Алиева, А. Сотюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова Детский сад и семья: возможности социального партнерства. // Дошкольное воспитание, 20011, № 12, стр. 38 – 41

6. Т.И. Шамова и др. Управление образовательными системами: Учеб. посо​бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибано​ва; Под редак​цией Т.И. Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.

7. Л.В. Шинкарева Социально-экологические представления старших дошкольни​ков: теория и технология формирования / Л.В. Шинкарева. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕР​РА», 2008. - 202 с.

СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:

Оставить комментарий