Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Проект «Родной край» На тему: «Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»
Post Icon

Проект «Родной край» На тему: «Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»

Автор: Васильева Зоя Федоровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей» г. Чебоксары, Чувашской Республики

Цель проекта:

Формирование интереса к культуре чувашского народа

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа, определяющими своеобразие чувашской культуры.

Задачи проекта:

Исходя из поставленной цели, задачами проекта являются:

Формировать способности воспринимать своеобразие традиций и обычаев чувашского народа, особенности календарно – обрядовых праздников, развивать умение детей на эмоциональном уровне принять всё богатство исконно чувашских празднеств.

Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного и авторского творчества, народно – прикладного искусства.

Воспитывать у детей устойчивый интерес к истории родного края и национальной культуре.

Вид проекта: Развивающий, творческий

Проект по целевой установке: Познавательный

Обоснование проекта

Должно быть обязательно,
Кроме родителей,
Четыре коня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история.

Понятие культуры очень многообразно: культура – это то, что создано человеком, но не во вред ему: культура выделяет человека из всего животного мира. К культуре относится наука, искусство, религия, спорт и т.д.
Развитие культуры и всего человечества невозможно без знаний о прошлом. Дерево без корней обречено на засыхание, а народ без памяти о прошлом обречен на исчезновение. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)
Из поколения в поколение человечество передает своим потомкам ценный, отфильтрованный веками опыт бытия. Всё это дошло до нас в виде пословиц, поговорок, сказок, легенд, песен, загадок, которые хранят в себе духовное и нравственное богатство, педагогический опыт народа, связывая настоящее с прошлым. Наша задача – сохранить эти богатства и передать следующим поколениям.
На протяжении многовековой истории чувашский народ создавал немало художественных ценностей.
Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности, компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники и обычаи.
Фольклор чувашского народа, как и любого другого, богат и разнообразен. Он представлен героическими потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.
Чувашская пословица гласит: «Аçун мăрйине ан тÿнтер» - «Не разваливай печь своего отца», что значит – не забывай прошлого, своих корней.
Все мы любим свою прекрасную Чувашию. Её история не менее увлекательна и драматична, чем история других народов, но она более близка нам потому, что её героями являются наши предки. Ознакомление детей с ней поможет им лучше понять и полюбить историю своего народа и всей страны.
Изучение жизни людей, живших много лет назад на чувашской земле, их быта, нравов, орудий и условий труда, вещей, которые их окружали, поможет ответить на вопросы: «С чего начинается Родина?», «Кто мы?», «Откуда пришли?», «Где наши корни?» и история чувашского народа станет детям близкой и понятной, и дети будут знать историю своего народа и гордится ею.
«Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли». Это слова первого Президента Чувашской Республики Н. В. Фёдорова.
Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории. Это и материальная и духовная культура. Это и материальные памятники: города и села, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, народно – прикладное искусство, трудовые навыки, народные праздники, народные игры. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда.
История и культура народа не только открывает человеку окно в мир, они помогают ему понять современность, которую по-настоящему можно оценить не только в свете тысячелетий. Культура чувашского народа представляет собой насущную необходимость для становления личности ребенка и является средством формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. В музыке чувашский народ передавал то, чем были заняты: земледелием и т.д. Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение.
Одним из компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Народный праздник, - по определению Большой Советской энциклопедии – «Праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
Декоративно – прикладное искусство также национально по своей природе. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре чувашского народа. Общение с произведениями чувашского декоративно – прикладного искусства является первым шагом в освоении ребенком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитание любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частицей, что способствует художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности ребенка.
В процессе ознакомления детей с традициями, обычаями, у детей формируется интерес как к родному краю, природе, культуре, так и красивым предметам быта, изделиям народно-прикладного искусства.
Дети узнают, как проводились праздники в Чувашии в старину, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается чувашский национальный характер. Это удаль и размах, искренность и талант, быт и искусство.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает интерес к истории и культуре чувашского народа. Через призму истории, жизни и быта наших предков ребенок познает себя, наш мир сегодня.
Ознакомление детей с культурой, обычаями, традициями, обрядами чувашского народа в старину дает основу для реализации задач по формированию у детей чувашского национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа, обеспечивает личностное развитие ребенка, развивает чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим: внимательность, отзывчивость, чуткость, тактичность, общительность.

Актуальность

В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей.Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Однако, как отметил первый Президент Чувашии Н.В. Федоров: «… даже высокий уровень жизни и условия бездуховности счастья не приносят, более того приводит и отдельно человека, и цивилизацию на край гибели».
Чтобы восполнить в обществе дефицит культуры, нравственности, духовности, нужно возвращать национальную память, по-новому научить людей : «по-новому относится к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно – нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является дошкольное образовательное учреждение. Беспокоит сегодня то, что народ начинает забывать традиции, обычаи, язык. Чтобы чувашский народ не растворился, не потерялся в истории, а сберег свои традиции, обычаи, песни.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает Б.И. Неменский, - «Необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа». Актуально уделяя особое внимание формированию у детей национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения, к людям других национальностей, развития интереса к национальной культуре и традициям, выполнение тем самым Государственной программы реализации закона «О языках в Чувашской Республике» (от 27.10.1990 г.)

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий