Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Проект «Русская изба»
Post Icon

Проект «Русская изба»

Автор: Тинькова Татьяна Геннадьевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №40

«… САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,

САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,

ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО

НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…

В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».

М. И. КАЛИНИН.

 

Оглавление

1. Актуальность…………………………………………………….. 2 стр

2. Цель, задачи……………………………………………………… 4стр.

3. Стратегия, методы и механизм реализации проекта………….. 4 стр.

4. Литература……………………………………………………….. 5стр.

5. Этапы реализации проекта……………………………………... 5стр.

6. Тематический план в мини-музее……………………………… 6стр.

7. Дальнейшее развитие ………………………………………….. 9стр

8.Приложения……………………………………………………… 10стр.

 

 

 

 

 

 

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

 

 

 

 

Цель проекта

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.

Задачи проекта

Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.
Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Тип проекта: Творческий.

Вид проекта: Групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: Долгосрочный Ноябрь2016 –май2017(7месяцев).
Предполагаемый результат

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись). Создан мини-музей «Русская изба».

Формы и виды работы с детьми.

-Беседа.

-Рассказ.

-Посиделки.

-Чтение художественной литературы.

-Игра, игра-драматтизация.

-Экскурсии.

-Театрализованная деятельность.

 

Список литературы

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Содержание работы Сроки

1.Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» .

2. Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.

3.Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.

Практический этап.

Содержание работы .

1. Создание мини-музея в группе.

2. Сбор экспонатов для музея.

3.Разработка экскурсий и мероприятий.

4. Пополнение музея экспонатами. В течение года.

Внедренческий этап.

Содержание работы.

1.Торжественное открытие мини-музея. Декабрь.

2. Экскурсии.

3. Приглашение гостей.

4. Проведение образовательной деятельности в музее.

5.Создание презентации и альбома мини-музея. Апрель-май.

 

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее

Ноябрь.

Беседа. Тема: Беседа с родителями о создании музея в группе.

Декабрь.

Мероприятие. День открытых дверей. Открытие мини-музея «Русская изба».

Декабрь.

Посиделки. Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Январь.

Экскурсия. Тема: 7 особых мест в избе.

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.

 

Январь.

Беседа. Тема: «Семья».

Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.

Февраль.

Беседа. Тема: «Сшей ты мне, матушка красный сарафан»

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства

Практикум: модель традиционного народного костюма; рисунок «Современна костюм в Фольклорном стиле»; костюм- копия народного костюма или отдельных элементов костюма (реконструкция).

Февраль.

Беседа. Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые… »

Физическое, речевое, познавательное, художественное - эстетическое. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Март.

Посиделки. Тема: «Краса ненаглядная»

Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Кружевное искусство.

Март.

Беседа. Тема: «Традиции и обряды русской кухни»

За крестьянским столом. «Щи да каша — пища наша». «Хлеб-батюшка»; История картофеля. Детские лакомства и старинные напитки.

Март.

Беседа. Тема: «Беседы о чае».

Откуда пришел к нам чай. Традиции русского чаепития и гостеприимства; «О самовар родной, семейный наш очаг!» История самовара -Чайный этикет. Кто, как и с чем пил чай. Чай как средство общения. Целебные и травяные чаи. Чай и чаепитие. История кондитерских изделий (конфеты, торты, шоколад).

Практикум: Как правильно устроить чаепитие: заварить чай, подать, угостить. Чем отличаются званые чаи и деловое чаепитие. «Чайные» истории.

Апрель.

Беседа. Тема: «Волшебная дудочка»

Речевое, художественное – эстетическое. Приобщить детей к музыкальному искусству. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русским народным инструментам.

Апрель.

Беседа. Тема: «Эти мудрые русские сказки»

Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Игра в пальчиковые игры: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».

Апрель.

Беседа. Тема: «Без частушек прожить можно, да чего не живут»

Приобщить детей к народному музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.

Май.

Беседа. Тема: «Игрушка — не балушка»

Познавательное, речевое, художественное – эстетическое. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками). Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

 

Май.

Беседа. Тема «Театр кукол».

Игра - драматизация. Театрализованная область. Чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Посиделки в горенке. Разыгрывание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», используя предметы быта в избе.

Май.

Беседа. Тема: «Наша изба – на славу хороша» .

Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

 

Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русская изба» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

Своим опытом по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе создания мини-музея и работы с ним, я планирую поделиться с коллегами. Такими способами, как демонстрация тематического планирования, альбомами, созданными в процессе реализации проекта.

Планируется начать работу с детьми по знакомству с родным городом, как малой Родиной.

 

 

 

 

 

 

Приложения

Беседа

Тема: Беседа с родителями о создании музея в группе.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи ставятся, создавая мини-музей:

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

 

 

 

 

 

Мероприятие

День открытых дверей. Открытие мини-музея

«Русская изба».

Звучит русская народная музыка.

-Здравствуйте, люди добрые!
Милости просим!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь! (Дети садятся на лавки).

-Собрались мы здесь, чтобы совершить дело доброе, доброе да нужное.
Мы, ребятки, долго собирали вещи старинные, да приборы столовые,да половики домотканые, которыми еще наши прабабушки и прадедушки пользовались. И собрали мы все эти вещи в одном месте,
а место мы назвали: музей русского быта «Русская изба»
и сегодня мы с вами открываем этот музей.

-Вам нравится наша изба? (Ответы детей и гостей)
-А вы знаете, что было главным в избе? Печка!
-Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги,
сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Детей спать она уложит

-А чем же топили печь? Дровами.
-А у нас в печурочке, золотые чурочки! А вот для вас загадка:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый не чистюля
Где там, в печке уголек
Кашу сварит...(чугунок)
-Посмотрите, ребята, какие чугунки.
они не бьются, выдерживают высокую температуру,
сделаны из металла.
В старину в чугунках варили кашу, суп.

Рядом с печкой стоит сват - Злой да рогатый ухват!
Все из печки он хватает,
Да на стол скорее ставит…(Ухват).
-А еще в избе, было много предметов – помощников,
которые хозяюшки использовали почти каждый день.
-Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисла
Держит ведра… (Коромысло)

-А вот стоит толстушка, деревянное брюшко, а зовут ее ступка.

-То назад, то вперед, ходит – бродит пароход
Остановишь – горе! Продырявит море…(утюг)
- Давайте посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье!
Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (показать рубель)
Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.
-Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает… (веник)
-Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети по полати
У печи оставят… (лапти)

-А на полочке у нас стоит посуда: крынки, горшки всякой величины.
Одним словом, «Бабий кут».
Посуду в старину изготавливали из глины и дерева.
С помощью топора, вот такие деревянные ложки,
а мастера умельцы их расписывали.

-А вот ложка расписная, была у царя такая из нее ничего ни прольется, щи из нее вкуснее, да каша добрее, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Давайте на них поиграем.

Русская народная песня «Во кузнеце». (Дети играют на ложках).

-Стоит толстячок, блестит бочек,
Шипит, кипит, всем чай пить велит…(самовар)
Вот из такого самовара любили русские люди собираться всей семьей
за большим столом и пить чай с бубликами и баранками.

-Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду,
русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.
Прялка помогала сучить нить, а на гребнях чесали пряжу.
Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу, из которой
потом вязали носки, варежки, кофты.
А еще вышивали, шили русские сарафаны. Вот посмотрите какие были костюмы. Они были праздничные и будничные
-Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

-В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, уже слышали такое выражение: «Сундук с приданым»? Посмотрите!

-А вот матрешка. Еще много разных кукол изготавливали в старину: куклы из соломы, куклы из мочало, куклы-пеленашки из ткани и другие…

-Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Белье в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали-спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

-Русские люди всегда славились своим гостеприимством, любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
А я для вас тоже испекла каравай, пышный да румяный, угощайтесь.

-Наше мероприятие мы заканчиваем,
Ждем вас на экскурсию и занятия в наш музей!

Русские традиции храня,
Мы память чтим, и свято бережем,
Все, что досталось от далеких предков
Мы в маленьком музее соберем!

 

 

Посиделки

Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Детей встречает бабушка Варварушка.
Варварушка: Здравствуйте, какие вы нарядные. Проходите, ребятушки малые в мою горницу, садитесь на лавочки. Буду с вами в игры играть, загадки загадывать, сказки рассказывать, покажу свои предметы старинные, накормлю оладушками. Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого – видимо не видимо. И лавочки есть, и стол, а что ещё есть в горнице?
(дети перечисляют предметы домашней утвари)
Варварушка: Ребятки, отгадайте загадку:\
Наша барыня – сударыня
Толста и бела,
Щей да каши наварила
Пирогов напекла. (печка)
Варварушка: Печка – матушка, она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей с маслом (вынуть ухватом чугун из печи с кашей) А я не одна в избе живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и спит. Давайте с ним поиграем.
(дети подходят к печи, хлопают в ладоши, будят кота. Кот (ребёнок в шапочке)выходит из – за печи.
Игра « Кот на печку пошёл».
Дети: (идут в хороводе) Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл,

Горшок каши горяч,

Не даётся, хоть плачь. (Дети останавливаются)

Кот: («варит кашу», выполняет круговые движения рукой)

Уж я кашу люблю,

С мёдом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная,

И на вкус она отличная.

Дети: (идут в центр круга и обратно, притопывая)

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Кот: (перекладывая из руки в руку «горячие пряники»)

Уж я пряники люблю,

Уж я пряники стужу,

Остужу – угощу.

Вас отведать приглашу. (присаживается на корточки, «спит»)

Дети: (крадутся, хлопают в ладоши, будят кота – убегают, кот их ловит)

Мыши раз про то узнали. Мигом пряники забрали. Кот проснулся – в самом деле!

Кот: Мыши пряники все съели!

Варварушка: Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём, а кот за печку спать пойдет. Есть у меня сундучок, давайте его откроем и загадки отгадаем.
-Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
-Зубов много, а ничего не ем (гребешок)
-На кольце одном ведёрко вверх дном (напёрсток)
-Говорит дорожка

Два вышитых конца

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня (полотенце)(выслушиваются ответы детей, показываются предметы)
Варварушка: Молодцы, внучата, все загадки знаете. Вот как я весело живу. Во всём мне помогают мои помощники. Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в избе чистоту наведут, и уточек и курочек покормят. А ваши ручки вам помогают?
Пальчиковая гимнастика « Домашние птицы»
Есть у курочки цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы – малыши

Все красивы, хороши,

Да и наши малыши

Все красивы, хороши.

Варварушка: Скажите, понравилось вам гостить у Варварушки? А что понравилось?

Спасибо вам за радость, которую мне доставили!

 

 

 

 

ЭКСКУРСИЯ

ТЕМА:«7 особенных мест в русской избе»

Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.

 

-Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1
Двери

 

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2
Печь

 

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

3
Красный угол

 

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

4
Стол

 

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

5
Лавки

 

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6
Матица

 

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7
Окно

 

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

 

 

 

 

БЕСЕДА

ТЕМА: «СЕМЬЯ».

Цель: Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.

-Хотите в таком домике жить? - Да.

- Хорошо вам в вашем домике? - Да.

-А не скучно в нём жить одному?- Скучно.

-Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?

Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.

-А вы маму свою любите? - Да.

- А за что вы любите маму?

Дети (перечисляют). Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.
-Значит, мама у вас, какая?

Дети (перечисляют). Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.
-А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?- Да.

-Ребята, а кто в вашей семье водит машину? - Папа.
-А вы папу своего любите? - Да.

-А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?

Дети (перечисляют). Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.
-Значит, папа у вас какой?

Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.
-Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите?

-Ребята, а кого в семье живёт бабушка?
Дети отвечают.

-А бабушку вы любите? - Да.

-За что?

Дети (перечисляют). Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.
-А дедушку вы тоже любите?

-Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья!
Физкультминутка

-Какое время года сейчас на дворе? - Зима.

-А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?

Дети отвечают.

-А снеговика вы лепили? - Да.

-Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу лепили у дома

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

-Ребята, а вас любят в семье? - Да.
-Как вы догадались, что вас любят?

Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.

-Ребята, а за что вас любят в семье?
Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.

-Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

-У наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьёй пальчиков.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

 

 

 

 

 

 

БЕСЕДА

ТЕМА: «СШЕЙ ТЫ МНЕ, МАТУШКА, КРАСНЫЙ

САРАФАН»

Цель: Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства

Практикум: модель традиционного народного костюма; рисунок «Современна костюм в Фольклорном стиле»; костюм- копия народного костюма или отдельных элементов костюма (реконструкция).

В настоящее время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном образовании. Данное занятие построено на совместной театрализованной, игровой, словесной деятельности воспитателя и детей.

 

-А какие русские имена вы знаете? (Ответы детей).
-Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: « Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, сама как лебёдушка…». А хороводы как любили водить.

Хоровод «Не шей ты мне, матушка!»

-Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать. Сударь и сударыня, подойдите к нам!
Скажите, Настенька, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая). Что на голове у Настеньки? (Лента в косу вплетена). Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?

Девочка: Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.

-А какой ещё головной убор носили девушки? (Кокошники).
Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж.
Посмотрите на репродукцию с картины Ивана Аргунова «Портрет русской женщины». Скажите, почему мы видим, что это именно русская женщина? На ней сарафан, кокошник, кофта.
-А чем украшали кокошники?
Девочка: Бисером, тесьмой, лентами.

-Во что одет сударь Андрей? ( Рубаха, пояс-кушак, штаны, сапоги).
А кто знает, как назывались штаны раньше?
Мальчик: Штаны назывались порты, и заправлялись они в сапоги.

-Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?
Андрей: Это шляпа с козырьком и цветком.

-Сударь и Сударыня, что за узор вышит на одежде?
Андрей: Орнамент.

-В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак – засеянное поле (квадраты, а в них точки), означает богатство и плодородие.
Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру поиграть.

Народная игра «Ручеёк».
-Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).

-Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наши гости Андрей и Настенька. Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Андрей и Настя: (преподносят каравай) По русскому обычаю
Гостей мы угощаем
Круглым, пышным караваем!

Дети: До свидания!

 

 

 

БЕСЕДА

ТЕМА: «Эх, лапти мои, лапти липовые… »

Цель: Физическое, речевое, познавательное, художественное - эстетическое. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

 

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Лапти – самый распространённый вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Даже в зажиточных губерниях, жители которых утверждали, что они «лаптей не нашивали», лапти плели повсюду. Как правило, это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу. Мастеров по изготовлению лаптей, называли лапотниками. В работу вовлекались семьями - дела хватало и старому, и малому. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар.

На сельских базарах и ярмарках им отводились целые ряды. Торговля шла довольно бойко, доставляя одним возможность приобрести дешёвую обувь, другим – пополнить скудный семейный бюджет.

В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Широкое распространение плетёной обуви породило невероятное разнообразие ею сортов и фасонов, зависевших, прежде всего, от сырья, используемого в работе.

Обычно лапти плели из лыка, липы, вяза, ракиты, вереска, реже – из бересты. В зависимости от материала, плетёная обувь называлась по- разному: берестянки, вязовики, дубовики, ракитники.… Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, а самыми плохими – ивовые.

Обувь из лыка имела тоже разнообразную форму и своё назначение. Это и лапти, и более глубокие бахилы, а также сапоги. Как правило, в каждой местности существовал свой способ плетения. Скажем, где – то лапоть плелся с носка, а где – то с пятки. У одних был более широкий носок, у других более узкий. Где – то плели лапти одинаковыми, как на правую, так и на левую ногу, а где – то разными. А в наших местах, где произрастал вяз, лапти украшались цветными, красноватыми лычками из него. Такие лапти назывались «красными» или «выходными». Их одевали по праздникам, да в редкие выходные дни. А уж лапти заплетённые вязом особым образом (их называли «писанными») одевались по самым большим праздникам и плелись они редко. В такой обуви девушки шли под венец, и хранили её, как правило, всю жизнь.
Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетёные лапти.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетённые из них лапти прозывались коренниками.

Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли «плетёшками».Лапти делали и из пеньковой верёвки – курпы или крутцы, из конского волоса – волосяники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

В зависимости от количества лыковых полос использованных в плетении, лапти именовали: пятерики, шестерики, семерики. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые верёвки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подмётку (подковырку).

Сначала необходимо заготовить и обработать необходимый материал.

Лыко заготавливали весной, в период сокодвижения. Упоминание лаптей можно встретить во многих русских народных сказках. Самая моя любимая – это сказка «Лапоть, Пузырь и Соломинка».

Есть также и много пословиц и поговорок, где упоминаются лапти или материалы, из которых они сделаны:

" Мы тоже не лыком шиты".— Знаем дело и имеем достоинство.

"Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

"Лыка не вяжет". — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Сейчас лапоточки используются, как обереги жилища. Обычно ими украшают кухню, от этого наш дом становится уютнее и теплее.

 

 

 

 

 

Посиделки

Тема: «Краса ненаглядная»

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Кружевное искусство.

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России.) А как нас с вами называют? (россияне, русские.) А что вы знаете о нашей России? (ответы детей)

- Ребята, а кто из вас знает название старинных русских городов? Откуда, собственно, наша Русь пошла?

Предлагается отправиться в путешествие или на выставку картин, с изображением старинных русских городов - Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. С детьми рассматривают картины с изображением быта старых русских городов.

- Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т. д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. А для чего? (ответы детей)

- Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам – от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Показать детям картину с изображением ярмарки.

- Ребята, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары, мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, что можно было купить на ярмарке (ответы детей.)

- Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будите разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Только расписывать свой товар мы будем жестами и мимикой.

(Звучит музыка, дети имитируют распродажу своих изделий на ярмарке.)

- Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно вы рекламировали свои товары!

- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свои дома, свой быт. Природа дала людям главный материал, она была для людей самым главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней сохранялись на севере России (дети подходят к карте) традиционные промыслы – резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Древнейшие изделия народной культуры археологи находили и в Карелии, и в Новгороде, и в Курске, и в Воронеже. То, что делали на севере, можно было увидеть и на юге. А то, что делали на юге, можно было увидеть и на севере. И все потому, что изделия поражали своей красотой. Люди покупали их и увозили к себе на родину.

- Посмотрите, (показ иллюстраций) из кости вырезали целое кружево украшений для женщин. Чего только не увидишь из кости: шкатулки, гребни, острые ножи, крестики и даже образа (иконы).

- А вот мастера сплели кружево из нитей. На Руси издавна славились кружевницы Елецкой области, Рязанской области, но самое знаменитое – вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применение: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде и др.

- Глина – один из самых распространенных природных материалов. Что делали люди из глины? (ответы детей) До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода. А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в 14 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси.

- Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)

- Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато – синими мазками.

- Ребята, какой еще материал природа подарила человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву – самые древние виды русского народного творчества. (показ иллюстраций) Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши, ворота и т.д. Лучшие породы деревьев для помысла – липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестовом туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались украшения из бересты на голову, то голова не болела. Вот так: и красота, и польза! А вот и роспись по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве роспись – это Хохлома.

- Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики. (предлагает выставку хохломских изделий.)

 

 

 

 

Беседа

Тема: «Традиции и обряды русской кухни»

Цель: За крестьянским столом. «Щи да каша — пища наша». «Хлеб-батюшка»; История картофеля. Детские лакомства и старинные напитки.

Щи насчитывают огромное количество вариантов приготовления от "богатых" с грибами, мясом, разнообразием овощей, зелени, специй и заправки, до "пустых", состоящих из капусты и лука ,щи никогда не приедались. Щи варили кислые, полные (богатые), сборные, зелёные, а так же серые (рассадные), рыбные, суточные и царские.
Самые вкусные щи - из квашеной капусты. Так же это национальное русское блюдо готовят из свежей капусты, щавеля, крапивы на основе бульонов из жирного мяса (свинины, копченостей) или сала. По древней традиции щи подают с картофельными запеканками, гречневой кашей, расстегаями, кулебякой, пирогами. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты, либо самой капустой, щавелем, разваром антоновских яблок, солеными грибами, а так же сметаной в щах из свежей капусты.
Щи часто готовили в Пост. Это назывались пустые щи. Но пустые щи не значит бедные. В пустые щи добавляли коренья, капусту, зелень, помидоры.
А вот хлеб надо выпечь. Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничной, черный — из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом — изображения пакетов с мукой.
- Взгляните,— говорит педагог,— это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше — добыть их из колючих колосков — обмолотить колоски. Повторите, что сделать.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю — так говорят: хлебное поле — комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.
Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеваторы — это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?
Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.
«Хочешь есть калачи — не сиди на печи»,— гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу.) Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей — трудись!
А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Какие блюда можно приготовить из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

 

А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Какие блюда можно приготовить из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

 

 

 

Беседа

Тема: «Беседы о чае»

Цель: Откуда пришел к нам чай. Традиции русского чаепития и гостеприимства; «О самовар родной, семейный наш очаг!» История самовара -Чайный этикет. Кто, как и с чем пил чай. Чай как средство общения. Целебные и травяные чаи. Чай и чаепитие. История кондитерских изделий (конфеты, торты, шоколад).

Практикум: Как правильно устроить чаепитие: заварить чай, подать, угостить. Чем отличаются званые чаи и деловое чаепитие. «Чайные» истории.

Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями.
Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.
В это время в каждом доме кипели самовары. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтоб губы жег. Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее".

В современном мире чаемания набирает новые обороты. Уже поступили в продажу чайная газированная вода и чайные шипучие вина, чайное мороженное .
А в Японии теперь чай предпочитают не пить, а есть! Красные и зеленые чаи в виде измельченной крошки добавляют ко всевозможным пищевым продуктам – от хлеба до конфет. Например, в Токио большой популярностью пользуется ресторан французской кухни, где обязательный компонент каждого блюда – сушеные чайные листья.

Восточное изобретенье —
К нему желательно варенье.
Но, если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит Вашу душу,
Согреет зимнею порой.

***

Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет и с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Тема: «Волшебная дудочка»

Цель: Речевое, художественное – эстетическое. Приобщить детей к музыкальному искусству. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русским народным инструментам.

 

Балалайка.

Отгадайте загадку:
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).
К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).
Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.
О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться».
Домра.

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент.
На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.

 

Гусли.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».
А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Кто же играет на гуслях? Гусляр.
Колокола.

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)
Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.
Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.

 

Гармонь.
«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)
Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

 

 

 

 

Беседа

Тема: «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

- Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… ( дети называют сказки.)

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей)

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

- У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

- А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)

- Есть еще одна игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)

- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

- Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная.(«Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)

- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Игра в пальчиковые игры: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».

 

 

 

Беседа

Тема: «БЕЗ ЧАСТУШЕК ПРОЖИТЬ МОЖНО,
ДА ЧЕГО-ТО НЕ ЖИВУТ»

Цель: Приобщить детей к народному музыкальному искусству, умению обыгрывать частушки, игре на ложках.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

-Ребята, а что я спела: частушку или песню? (Дети отвечают.)

- Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.

Послушайте несколько частушек.

Не хотела выходить,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла–

Я не удержалася.

Если б не было воды –

He было бы кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большая –

Берегитесь, женихи!

Топится, топится

В огороде баня,

Женится, женится

Мой милёнок Ваня.

Не топись, не топись

В огороде, баня,

Не женись, не женись,

Мой милёнок Ваня!

А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

Ой, подруженьки, беда!

Ребят поела мошкара.

Только те осталися,

Что дустом посыпалися!

Частушки сочиняют и в наши дни: Наша Таня намудрила:

Космонавта полюбила,

А подруга Танина –

Инопланетянина!

Как у наших у ребят

Голова из трех частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей!

-Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Давайте повторим эту частушку. (Дети поют.)

-Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

Раздайся, народ,

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу!

Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску с частушками и подыгрыванием на ложках.

 

 

 

Беседа

Тема: «Игрушка — не балушка»

Цель: Познавательное, речевое, художественное – эстетическое. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками). Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству

- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.(Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки и т. д.)

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушными, они вносят в нашу жизнь тепло и праздник, красоту и веселье.)

- А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.

Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей – ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.

- Вести о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города, где жили эти мастера; часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново – филимоновская игрушка, село Дымкова – дымковская игрушка, село Каргополь – каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети – всего невозможно перечислить.

- Богородские мастера тонкой резьбой по дереву. (Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.) а вот перед вами дымковские барышни. Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. какие они нарядные и красивые!

Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергеевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергеевопосадские, майдановские.

Когда наша матрешка появилась на Всемирной Парижской выставке, они сразу завоевали признание и любовь и стали символом России. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.

Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русского искусства сохранились и не поддаются моде.

(Детям предлагается нарисовать любую понравившуюся игрушку)

 

 

 

Беседа

Тема «Театр кукол»

Цель: Игра - драматизация. Театрализованная область. Чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Посиделки в горенке. Разыгрывание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», используя предметы быта в избе.

Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».)

Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.

(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов.)

Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька?» – спрашивает.

«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».

Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.

(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке».)

Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:

– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...

(Звучит русская плясовая «Смоленский гусачок».)

Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.

В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.

(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».

После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку.)

А дудочка всё играет и приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Меня, бедную, загубили,

Молодую убили

За серебряное блюдечко,

За наливное яблочко!

Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Достань, батюшка,

Хрустальной воды

Из колодца царского.

Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.

Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку.

 

 

Беседа

Тема: «Наша изба – на славу хороша»

Цель: Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

 

На предшествующих занятиях были проведены беседы, экскурсии, посиделки, в которые вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получались насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На всех занятиях поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм, и плетение на коклюшках кружево.

Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятий старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызывала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

 

 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий