Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Проект «В гостях у природы»
Post Icon

Проект «В гостях у природы»

Авторы: Антокина Марина Валерьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,  Грищук Надежда Викторовна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 56, г. Ленинск-Кузнецкий

Введение

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.

Участники проекта

- дети старшей группы

- воспитатели.

Вид проекта

Познавательно - исследовательский

Сроки: 2014 – 2015 учебный год

Цель проекта

Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта

1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.

2. Формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

3. Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Этапы проекта

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап – основной: познавательно-исследовательский.

III этап – заключительный: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемые результаты

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

4. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.

6. Будут бережно относится к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

Формы реализации проекта

  1. Занятия.

  2. Практическая деятельность.

  3. Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.

  4. Наблюдение за живой и неживой природой.

  5. Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.

  6. Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).

  7. Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.

  8. Использование сказочных персонажей.

План реализации проекта

Мероприятие

Цель

Подготовительный этап

(сентябрь)

Подбор и изучение методической литературы по теме.

Разработка учебно-тематического плана по проекту.

Диагностика детей.

Основной этап

(октябрь-май)

1.Королевство природы (октябрь – ноябрь)

2.Королевство животных (декабрь – январь)

3.Королевство растений

(февраль - март)

4.Королевство экспериментирования (апрель - май)

Рассказать о значении природы в жизни человека;

воспитывать интерес к природе;

сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.

Закрепить знания детей о диких и домашних животных и их детенышах; закрепить знания детей об их жизни;

воспитывать желание как можно больше узнать о жизни диких животных.

Закрепить представления о том, что растения – живые;

способствовать обобщению представлений о растениях;

расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения,

демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Заключительный этап

(июнь)

Викторина «Счастливый случай»

Диагностирование уровня экологического развития детей.

Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости.

При целенаправленной деятельности педагогов наш проект способен помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу родного края.

Список литературы:

1.Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.

2. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб., Детство – пресс. – 2002.

3.Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002. - 28 с.

4.Иванова А.И Мир растений /А.И.Иванова – М.:ТЦ Сфера, 2004 – С.37 – 46

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

6.Мир природы и ребенок //Методика экологического воспитания дошкольников / под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П. Г. -СПб.,1998

7.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

8.Рыжова Н.А. Опыты с песком, водой и глиной // Обруч -1998, № 2

Приложение № 1

Учебно-тематический план

Блок

Месяц

Тема

1.Королевство природы

октябрь

ноябрь

«Человек и природа»

«Живая и неживая природа»

«Дом под крышей голубой»

«Любите землю-матушку»

2.Королевство животных

декабрь

январь

«В мире диких животных»

«На бабушкином дворе»

«Животные и их детеныши»

«Красная книга животных»

«Животный мир» (викторина)

3.Королевство растений

февраль

март

«Растения наши друзья»

«Что в нашей комнате растет?»

«Помогаем комнатным растениям» (практическое занятие)

« Знакомство с Лекарственными растениями»

«Садовые и луговые цветы»

4.Королевство экспериментирования

апрель

май

«Посадка семян, высадка рассады»

«Царица-водица»

«Путешествие песчинки»

«В гостях у воздуха»

 

 

 

 

Приложение № 2

Перспективный план

1.Блок «Королевство природы»

Тема: «Человек и природа».

Цель: - рассказать о значении природы в жизни человека;

- воспитывать интерес к природе.

Оборудование: иллюстрации природы, д/и «Бережем природу», «Красная книга».

План: 1.Беседа: «Растения помогают человеку жить»;

2.Д/и « Бережем природу»;

3. Беседа об охране природы.

Тема: «Живая и неживая природа»

Цель: - учить отличать природные объекты от искусственно созданных

человеком, объекты живой природы от неживой;

- сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.

Оборудование: объекты природы, объекты неживой природы (Кирпич, букет цветов), воздушные шарики, изображения живой и неживой природы.

План: 1. стих. Дейнеко Л. «Вот на земле огромный дом…»

2. Игра «Живая и неживая природа»;

3.Опыт «Молния».

Тема: «Дом под крышей голубой».

Цель: - дать детям понять, что природа - это наш общий дом;

- учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы;

- воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

План: 1.Составление небольших рассказов на тему: «Я пу-тешествую на облаке»;

2. Игра «Живая цепочка».

Тема: «Любите землю-матушку».

Цель: - объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания;

- познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

План: 1. Беседа о наиболее простых приемах земледелия;

2. Д/и «Собери урожай»;

3. Рисование «У меня в огороде».

2. Блок «Королевство животных»

Тема: «В мире диких животных»

Цель: -обообщить и систематизировать представления детей о диких животных;

- формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.

Оборудование: декорация леса, нора, дупло, пенек, деревья, берлога. Фигуры животных: волк, медведь, лиса, заяц, еж, белка. Иллюстрации к русским народным сказкам. Карточки с изображением различной пищи для животных, корзинка.

План: 1. Беседа «Эти удивительные животные»;

2. Д/и «Что за зверь?»;

3. Фото-выставка «Лесные жители».

Тема: «На бабушкином дворе»

Цель: -закрепить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида, поведения, их детенышах;

- продолжать знакомить детей со свойствами пластилина ( мягкий, податливый, способен принимать любую форму); достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта;

- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, мышление.

Оборудование: Игрушка (кошка), мультимедийная презентация «Домашние животные», мяч, пластилин, доски для лепки, стеки, картон, салфетки.

План: 1. Рассматривание иллюстраций «Домашние животные».

2. Игра «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?».

3. Лепка «На деревенском дворике».

Тема: «Животные и их детеныши».

Цель: - закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, закрепить знания детей об их жизни;

- воспитывать желание как можно больше узнать о жизни животных;

- развивать логическое мышление.

Оборудование: картины с изображением диких и домашних животных, их детёнышей, картинки к игре «Чей детеныш?».

План: 1. Беседа «Животные и их детёныши».

2. Д\и «Чей детёныш?»

3.Путешествие в страну «Загадок»

Тема: «Красная книга животных» - изобразительная деятельность.

Цель: - обобщить знания детей о Красной книге животных посредством изобразительной деятельности;

- учить детей изображать редких животных, используя нетрадиционный материал: губки, ватные палочки.

- развивать умение быстро и аккуратно примакивать губкой пространство под трафаретом, не смещая заготовку в сторону

- воспитывать бережное отношение к редким животным через создание Красной книги животных.

Оборудование: картинки, изображающие, животных, которые находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу; красная книга животных и растений; кукла «Дюймовочка»; гуашь, разведенная в палитрах; ватные палочки; губки; альбомные листы; трафареты из картона; влажные салфетки.

Аудиосредства: диск «Звуки природы»

План: 1. Беседа о редких и исчезающих животных.

2. Слайд-шоу «Животные Красной книги»;

3. Создание в группе «Красной книги» через ИЗО.

Тема: «Животный мир» - викторина

Цель: - уточнить знания детей о домашних и диких животных;

- воспитывать интерес к жизни животных, желание узнавать новое об их жизни, стремление помогать и заботиться о них.

Оборудование: набор картинок диких и домашних животных.

3. Блок «Королевство растений»

Тема: «Растения наши друзья»

Цель: - закрепить представления о том, что растения – живые;

-способствовать обобщению представлений о растениях;

-расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).

Оборудование: иллюстрации растений, стаканчики с водой и песком, палочки (имитирующие дерево с корнями и без корней), веревка

План: 1. Беседа «Растения – живые»;

2. Загадки о растениях;

3. Д/и «Собери картинку»;

4. Опыт «Корни помогают растениям удерживаться в земле»;

5. Опыт «Стебель питает растение водой».

Тема: «Что в нашей комнате растет?» (занятие №1) Цель: - уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; - учить детей более полно описывать комнатные растения, отметить существенные признаки внешнего вида;

- воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.

Оборудование: комнатные растения 8-9 видов (колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, декабрист), лейки, салфетки, таз.

План: 1. Беседа «Цветы в группе»

2. Д/и «Чего не стало?»

3. Расматривание колеуса, герани, традесканции

4. Сажаем новый цветок - бальзамин.

Тема: «Помогаем Комнатным растениям» (практические занятия)

Цель: - учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о недостатке каких либо условий, находить способ оздоровления;

- уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности работы;

- продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Оборудование: комнатные растения; инвентарь по уходу за растениями; карточки схемы обозначающие необходимые условия для роста растений; больное растение; пакетик с удобрением.

План: 1.Д/и «хорошо- плохо»;

2.Задание «Чем поможешь цветку?»;

3.Самостоятельная работа детей;

4.Опыт «Разные условия жизни цветка».

Тема: Знакомство с лекарственными растениями» (занятие № 1)

Цель: - закрепление умений узнавать и правильно называть лекарственные травы;

- расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений;

-закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав.

Оборудование: иллюстрации лекарственных трав, сушеные растения, чай с лекарственными травами.

План: 1. Беседа «Лекарственные травы»;

2. Расматривание трав;

3. Правила поведения при сборе лекарственных трав;

4. Чай с шиповником.

Тема: Знакомство с лекарственными растениями» (занятие № 2)

Цель: - уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях;

- закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека;

- закрепить правила сбора и сушки лекарственных растений.

Оборудование: картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

План: 1. Растения помогают от разных болезней;

2. Загадки о подорожнике, о ромашке;

3. Правила сбора лекарственных растений;

4. С/р игра «Аптека».

Тема: «Садовые и луговые цветы» (Занятие № 1)

Цель: - познакомить детей с понятием «луг» и луговыми цветами - мак, ромашка, василек, клевер, колокольчик, вьюнок;

- воспитывать умение видеть красоту и беззащитность природы.

Оборудование: картинки с изображением луга и луговых цветов; кубик, на гранях которого изображены мак, ромашка, василек, клевер, колокольчик, вьюнок; сушеные цветы ромашки, колокольчик.

План: 1. Стихотворения «Что такое луг?»;

2. Беседа о «Маке, Васильке, Ромашке, Клевере, Колокольчике»;

3. Расматривание растений.

Тема: «Садовые и луговые цветы» (Занятие № 2)

Цель: - уточнение и углубление знаний о садовых цветах;

- развитие зрительного и слухового восприятия через художественное слово, рассматривание иллюстраций; умения собирать целое из частей;

- воспитание интереса к занятию.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, «Собери клумбу с цветами», семена, лейка, земля, лопатки.

План: 1. Беседа «Садовые цветы»;

2. Рассматривание семян садовых растений;

3. Посадка семян.

4. Блок «Королевство экспериментирования»

Тема: «Посадка семян, высадка рассады» (4 занятия)

Цель: - учить детей приёмам посева и высадки рассады, подводить их к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло);

- воспитывать желание участвовать в общем деле, добиваться хорошего результата, ухаживать за посевами, бережно к ним относиться;

- учить выполнять работу старательно и аккуратно.

Оборудование: конверт, семена, рассада, лейки, совки, лотки с землёй, клеёнка, деревянные палочки для углублений, фартуки, нарукавники, иллюстрации.

План: 1. Рассматривание семян и рассады;

2. Поэтапный показ посадки;

3. Самостоятельная посадка.

Тема: «Царица-водица» (4 занятия)

Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»;

Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной».

Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Опыт 4. «Вода может литься, а может брызгать».

Опыт 5. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».

Опыт 6. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

Опыт 7. «Руки станут чище, если помыть их водой».

Опыт 8. «Какая лужа высохнет быстрее?»

Опыт 9. «Помощница вода»

Опыт 10. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»

Тема: «Путешествие Песчинки» (2 занятия)

Опыт 1. "Сухой песок может сыпаться".

Опыт 2. "Мокрый песок принимает любую нужную форму".

Опыт 3. "На мокром песке остаются следы, отпечатки".

Опыт 4."Песок - это множество песчинок".

Тема: «В гостях у воздуха» (2 занятия)

Опыт 1."Ветер - это движение воздуха".

Опыт 2. "Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать".

Опыт 3. "Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха".

Опыт 4. "Ветер дует - лодочка плывёт".

Поделиться:

Оставить комментарий