Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Проект: «Знакомые — незнакомцы»
Post Icon

Проект: «Знакомые — незнакомцы»

Автор: Кузьминова Н. В., МБДОУ №56  г. Ленинск-Кузнецкий

Вид проекта: познавательно-исследовательский с заданным результатом, групповой.

Продолжительность: среднесрочный (с 10. 04. по 20. 05).

Участники: дети второй младшей группы «Дружная семейка», родители воспитанников.

Интегрированные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Методы исследования: наблюдение, целевые прогулки, тематические экскурсии, интегрированные занятия, просмотр познавательных передач.

Я знаю, что деревьям, а не нам,

Дано величье совершенной жизни.

На ласковой земле, сестре звездам,

Мы – на чужбине, а они – в отчизне.

Николай Гумилев

Актуальность:

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Деревья, цветы, кустарники, травы – это части другого мира, которые мы, взрослые, порой не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действиям. И как результат – сорванные охапки цветов, увядающие на лужайке за ненадобностью, «плачущие березки», разоренные гнезда.

Главная задача взрослого не допустить, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или возмущение, воспитать детскую душу и человечность.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

В конце марта проводилась тематическая неделя «Деревья и кустарники». Дети заинтересовались, им было интересно и познавательно. Они активно делились своими знаниями и впечатлениями между собой, с нами, с родителями. В конце этой недели Лесовичок пригласил детей к себе в гости. От него пришла телеграмма «Мы проснулись ото сна, в гости к нам, скорей, друзья!» Отсюда возникла проблема поиск новой познавательной информации о знакомых незнакомцах.

Это и подвигло меня на создание и внедрение в исследовательскую деятельность проекта «Знакомые незнакомцы».

Цель проекта: формирование представления о растениях, как живых организмах, определение взаимосвязей, существующих в природе.

Задачи проекта:

Формировать систему знаний детей о многообразии растительного мира.

Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках (рябина, сосна, сирень).

Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.

Моделировать экологическое общение детей с представителями растительного мира и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Предполагаемые результаты проекта:

У детей повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности.

Дети узнают, чем различны деревья и кустарники.

Дети научатся чувствовать ответственность за свое дерево.

Развить у детей способность эмоционально передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.

Проект включает в себя три основных этапа:

1-й - подготовительный:

постановка цели и задач; определение направлений; объектов и методов исследования; сбор информации о рябине, сосне и сирени.

Создание в группе книжного уголка «Наши зеленые друзья»; подбор д/и «С какой ветки детки?», «Найди отличия», «Колкие иголки», «Сложи дерево»; подготовка консультаций для родителей, изготовление памяток и буклетов; пополнили видеотеку познавательным мультфильмом «Путешествие с Элькой».

Цель – создание условий для наблюдения и исследования за деревьями.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами:

В познавательных беседах дети пополнили знания о разнообразии лиственных и хвойных породах деревьев.

На занятиях продуктивными видами деятельностями дети закрепляли строение дерева и его характерные особенности.

В свободной деятельности с детьми рассматривали альбомы с иллюстрациями леса и отдельных деревьев. Знакомились с гербарием. Читали стихи Пушкина, Есенина, Бунина. Познакомились с рассказами Пришвина. Слушали музыкальные этюды Чайковского. Разучили хоровод «Рябинушка».

Во время прогулок навестили деревья, растущие на участке группы, а также путешествие по экологической тропе детского сада. Особенно ценными в развитии наблюдательности у детей были экскурсии. Одна из экскурсий называлась «В гости к цветущим друзьям» (черемуха и яблонька).

Проводили исследовательские опыты «Зеленый пылесос» (выделение защитных приемов функции дерева), «Мы – лесные хирурги» (использовался прием «очеловечивания» природы), «Сосновая и еловая».

При знакомстве с деревом активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая с кустом, закрепили понятие «высокий – низкий», «толстый – тонкий».

Описывая рябину, употребляли такие выражения как: рябина высокая, кудрявая. Ствол тонкий, шершавый. (хоровод, наблюдение за листочками)

Сосна – хвойное дерево, которое живет не только в лесу, но и в черте города, обогащая нас кислородом. Сосенка радует наш глаз (она любит быть нарядной, но это бывает только зимой и мы решили порадовать ее и весною).

У молодой сосенки есть «свечки» - новые молоденькие веточки для роста, которых необходима чистота и солнечный свет.

Сирень – кустарник с очень ароматными цветочками, соцветия называются «метелочками». Кроме того цветоносы сирени являются лекарственными.

Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказала о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним. Старалась убедить их в необходимости серьезного отношения к исследованиям детей. В итоге, большинство родителей согласилась участвовать в проекте, хотя вначале многие отказывались, ссылаясь на занятость, и стали активными его участниками. С их помощью была организована фотовыставка «Путешествие в природу» и выставка работ из природного материала «Лесные фантазии».

Во время исследований много внимания уделялось охране и защите деревьев, лесов и природы в целом. Вместе с детьми создали картотеку «Напоминающие знаки».

Цель – проведение и непосредственное обследование деревьев – рябины, сосны и сирени, их сходство и различия, и развитие у детей четкого представления о них.

3-й - обобщающий (заключительный):

Участие в экологической акции «Сохрани дерево», презентация опыта, развлечение с детьми и родителями «Поход всей семьей по экологической тропе детского сала» (его мы еще не провели из – за погодных условий). И самое главное, создание на экологической тропе ДОУ новой станции «Маленький парк зеленых друзей», которая состоит не только из деревьев и кустарников, но и из садовых и полевых цветов, травы. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, учить, бережно к ней относиться, ценить ее красоту и помогать ей.

Цель: обобщение результатов работы и умение применять в жизни полученные знания.

Вывод

Свою работу в познавательно – исследовательской деятельности экологической направленности считаю стартовой, полученные детьми знания буду углублять и совершенствовать.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий