Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Проектирование взаимодействия педагога и родителей в области нравственно-личностного развития старших дошкольников»
Post Icon

«Проектирование взаимодействия педагога и родителей в области нравственно-личностного развития старших дошкольников»

Автор: Куваева А. В., воспитатель II квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад КВ №110» г.о. Самара

«Ребенку нечего отрицать,

ему нужна положительная пища,

кормить его ненавистью, отчаянием

и презрением может только человек,

не понимающий потребности детства».

К.Д.Ушинский

Актуальность данного проекта обоснована большой значимостью нравственно-личностного развития у старших дошкольников в современном обществе, и целесообразностью использования метода проекта, как наиболее соответствующего психологическим особенностям формирования нравственности на глубоко эмоциональной основе. Наиболее глубокий эмоциональный отклик у детей дошкольного возраста вызывают близкие, знакомые им по личному опыту объекты, представляющие для них непосредственный интерес, к таким объектам можно отнести парк - любимое место детского отдыха, чем и обуславливается выбор темы проекта.

В ходе предварительной работы проведенной с детьми и родителями были выявлены наиболее значимые проблемы:

  • Дети имеют одностороннее представление о парке, как развлекательном комплексе
  • Воспитанники не знают и не интересуются историей парков
  • Воспитанники и семьи воспитанников имеют потребительскую склонность по отношению к общественному достоянию

Исходя из выявленных проблем, была сформулирована цель задачи проекта.

Цель: развитие патриотических чувств посредством всестороннего изучения значимых для воспитанников достопримечательностей родного города, активизация познавательной деятельности детей.

Задачи

Для детей:

  • Формировать интерес к своей "малой родине"
  • Расширять представления детей о достопримечательностях родного города, их истории
  • Развивать нравственно-патриотические чувства: гордость, привязанность к родным местам, желание сохранить и приумножить богатства своего края.
  • Упражнять в свободном общении со взрослыми и детьми
  • Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельность
  • Стимулировать творческую активность детей через участие в продуктивной деятельности.

Для родителей:

  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
  • Формировать дружеские связи между родителями
  • Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье

Для педагогов:

  • Проанализировать современную методическую литературу по патриотическому воспитанию

  • Расширить общий кругозор

  • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский, средней продолжительности (1 месяц)

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, инструктор по физкультуре, родители

1 этап. Подготовительный

Выявление первоначальных знаний детей о парках нашего города.

Рассказ воспитателя о прогулке в парке в выходной, побуждение детей рассказать о своем опыте посещения парка. У детей возникает спор о том, какой парк лучше посетить и чем можно заняться в парке. Одни дети говорят, что в парке можно кататься на аттракционах, другие - дышать свежим воздухом, третьи -кататься на лошадях, а так же другие варианты ответов. Возникший между детьми спор будет предложено разрешить всесторонне изучив тему «Парки».

Детям будет предложена возможность подумать, как можно получить информацию, что бы разрешить их спор.

Предложения: посетить парк и посмотреть самим, расспросить родителей и других взрослых, почитать информацию о парках в книгах, посмотреть в интернете.

Решение: использовать все способы для ответа на вопрос «Почему парк любимое место отдыха горожан, для чего нужен парк?»

Также на этом этапе будет проведена работа: изучение литературы, разработка перспективно-календарного тематического плана работы с детьми на две недели (приложение № 1), составление конспектов занятий, бесед, развлечения, экскурсии, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, изучение ассортимента и приобретение, разработка и создание дидактических и настольно-печатных игр, в связи с отсутствием готовых в продаже (Приложение № 2), разработка анкет для детей и родителей «Что мы знаем о парке» (Приложение № 3), проведение анкетирования.

2 этап. Осуществление деятельности по реализации проекта.

Реализация проекта осуществится на основании разработанного плана-проекта деятельности детей. Работа по проекту осуществится в соответствии со всеми образовательными областями.

При реализации проекта будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей: развитие мышления, памяти, внимания, уровень речевого развития, склонности и интерес к определенным видам деятельности

В ходе реализации проекта дети получат представления о назначении парков, как места семейного отдыха, развлечения, проведения культурно-массовых мероприятий, спортивного центра, «легких планеты», места общения с живой природой. Детально изучат два наиболее популярных детских парка Самары: парк им. Ю.Гагарина и Загородный парк- их историю, происхождение названия, условия для всестороннего разнообразного отдыха в данных парках, достопримечательности данных парков.

Данная деятельность будет способствовать развитию мышления, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

При реализации проекта будут использоваться вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное изучение, разбор проблемных ситуаций. Большое внимание будет уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, развитию умственных способностей.

Методический и дидактический материал будет скомпонован по принципу тематического планирования, что позволит значительно сократить время для занятий, освободив его для игры и свободной деятельности детей, исключит перегрузки детей в организованных формах обучения.

В тематическом планировании будут использоваться все формы работы с детьми: непосредственная образовательная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, эксперименты, беседы, просмотр видеоматериалов, развлечения и др. Все эти формы служат достижению цели проекта и решению поставленных для детей задач.

Для познавательного развития детей будут проведены НОД «История парков Самары», беседы «Чем мы любим заниматься в парке», «Зачем нужен парк», «Какие парки вы знаете», «Чем парк отличается от леса», «Кто заботиться о парках», «Что можно и нельзя делать в парке». Целью данной деятельности будет расширение и систематизация знаний об особенностях парков.

Занимаясь продуктивной деятельностью дети нарисуют любимое место в парке, сделают аппликацию центральной аллеи парка, совместно с воспитателем создадут макет парка Гагарина, совместно с родителями нарисуют парк будущего.

В игровой деятельности дети будут играть с макетом парка Гагарина, дополнив его самостоятельно изготовленными людьми. Дети примут участие в изготовлении самодельных игр: кубики «Наш парк», дидактические игры «Это в парке или нет» и впоследствии будут играть в них. В играх будут использоваться самостоятельно придуманные и нарисованные детьми на занятии знаки «Что можно и нельзя делать в парке» и «Расставь знаки по местам». Дети сконструируют и обыграют постройки из готовых наборов конструкторов «Парк» (деревянный конструктор и набор «Лего»).

Развитию речи детей будет способствовать проведение НОД «Рассказывание о парке по опорным схемам», участие в беседах. Неоценимый опыт непосредственного контакта со взрослыми даст проведение интервью «Почему я люблю отдыхать в парке».

Проведение итоговой беседы «Чем можно заниматься в парке» заложит у детей первоначальные умения структурировать информацию, анализировать ее и делать самостоятельные выводы, доказывать свою точку зрения перед другими людьми.

В ходе реализации проекта осуществится тесное взаимодействие между родителями и детьми, так как родителями будет проведено посещение парка им. Ю. Гагарина в выходной день, прогулка по разработанному воспитателем плану (на что обратить внимание детей), родителями и детьми будут подобраны из семейного фотоальбома фотографии сделанные в парке (современные и из детства родителей). Родителями и детьми будут созданы рисунки «Парк будущего», родители помогут в создании электронной презентации для детей «Наши любимые парки». Без тесного сотрудничества с родителями реализация проекта будет невозможна.

3 этап. Презентация результатов

Итоговым мероприятием по реализации проекта станет познавательно-ролевая игра для детей другой группы и родителей воспитанников «Экскурсия по паркам», в ходе которой дети нашей группы выступят в роли экскурсоводов. Данное мероприятие поспособствует развитию монологической речи детей, даст первоначальный опыт публичного выступления перед людьми, так необходимый современному человеку.

Продукты проекта

Для детей:

  1. Участие в создании дидактических игр
  2. Создание фотоальбома «Мы отдыхаем в парках Самары»
  3. Создание альбома из рисунков детей «Мое любимое место парка»
  4. Изготовление макета «Парк имени Ю.Гагарина»

Для педагогов:

  1. Разработка проекта «Почему парк любимое место отдыха горожан»
  2. Разработка перспективно-календарного тематического плана по реализации проекта «Почему парк любимое место отдыха самарчан»
  3. Создание компьютерной презентации «Любимые парки нашего города»
  4. Консультации для родителей «Прогулки с детьми в парке в разные сезоны»
  5. Изготовление дидактических игр: кубики «Наш парк», «Это в парке или нет?», «Что можно и нельзя делать в парке»

Для родителей:

  1. Выставка детских работ
  2. Фотоотчет «Экскурсия в Загородный парк»
  3. Консультация «Прогулки с детьми в парке в разные сезоны»
  4. Участие в познавательно-ролевой игре « Экскурсия по паркам Самары»

Выводы

Таким образом, в ходе реализации проекта «Почему парк любимое место отдыха горожан» у детей нашей группы наряду с развитием познавательных способностей обогатится словарный запас, широко проявятся инициатива и творчество.

Поставленная цель будет достигнута, поставленные задачи для детей, родителей и педагогов будут решены.

Литература

  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Шко-ла 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

  2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.  2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.

  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.

  6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.

  7. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения.  Петрозаводск, 1996.

  8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.

  9. http://forchel.ru/engine/download.php?id=36

Поделиться: